ТЕМА 5. Умозаключение. Общее понятие об умозаключении

Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением (вывод). Понятие логического следования. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии. Логически необходимые и вероятные (правдоподобные) умозаключения.

Умозаключение дедуктивное. Необходимый характер логического следования в правильно построенных дедуктивных умозаключениях.

Простой категорический силлогизм. Состав, фигуры, модусы, правила категорического силлогизма. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема). Понятие о полисиллогизмах и соритах. Выводы логики высказываний. Прямые выводы. Чисто условные умозаключения. Условно-категорические умозаключения.

Умозаключение индуктивное. Понятие индуктивного умозаключения и его виды. Полная индукция. Неполная индукция и ее виды: индукция через простое перечисление; через анализ и отбор фактов, научная индукция. Индуктивные методы установления причинных связей (метод сходства, метод различия, объединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений). Взаимосвязь индукции и дедукции.

Умозаключения по аналогии, их виды. Условия повышения степени вероятности умозаключений. Аналогия и ее структура. Нестрогая и строгая аналогия. Достоверность заключений в выводах строгой аналогии. Использование аналогий в процессе обучения.

ТЕМА 6. Логика вопросов и ответов.

Сущность и логическая структура вопросов. Виды вопросов. Правила постановки вопросов. Сущность и виды ответов (истинные и ложные, прямые и косвенные, определенные и неопределенные и т.д.). Типология вопросов и ответов. Риторические вопросы.

ТЕМА 7. Аргументация. Доказательство и опровержение.

Логические основы аргументации. Структура аргументации. Формы обоснования тезиса. Аргументация как основание доказательства. Доказательство и убеждение. Структура доказательства: тезис, аргумент, демонстрация. Прямое и непрямое (косвенное) доказательство и его разновидности. Роль доказательства в учебном курсе.

Правила доказательного рассуждения: по отношению к тезису, к аргументам, к форме доказательства. Логические ошибки относительно доказываемого тезиса. Ошибки в аргументах доказательства. Софизмы и паралогизмы. Понятие о логических парадоксах.

Опровержение. Опровержение тезиса (прямое и косвенное). Критика аргументов. Выявление несостоятельности демонстрации.

Дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Искусство спора. Определение спора, разновидности спора: полемика и дискуссия. Спор как средство достижения истины. Некорректные приемы ведения спора: «аргумент к человеку», «аргумент к палке» и пр. Правила ведения дискуссии.

 

ТЕМА 8. Гипотеза.

Гипотеза как форма развития знаний. Логико-методологические условия состоятельности научных гипотез. Сущность и логическая структура гипотезы. Виды гипотез: общие, частные и единичные. Понятие рабочей гипотезы. Конкурирующие гипотезы в науке; условия отбора предпочтительных гипотез. Этапы разработки гипотезы. Роль умозаключений и опытных данных при формировании гипотез. Метод множественных гипотез.

Основной способ подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация. Роль эксперимента в процессе верификации. Вероятностная оценка степени подтверждения гипотез. Прямой и косвенный способы доказательства гипотез. Способы опровержения гипотез. Гипотеза и судебно-следственная версия. Построение гипотезы (версии).

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: