Тема. 6. Иррационализм и абсурд в искусстве первой половины ХХ в

Радикальный авангард дадаистов (1916 – 1923)Нигилизм и абсурд как язык дадаизма. Основные положения дадаизма: манифесты Т. Тцары. Автоматическое письмо как привнесение элемента случайности в творческий акт. Формирование техник автоматического письма: фроттажа, граттажа, дриппинга, фюмажа, декалькомании. Антагонизм культурного «архива» и новаторского искусства. Доминанта творческого процесса над конечным результатом, артефактом: становление акционизма. Разновидности акционизма: перформанс, хеппенинг. Диалог художника и зрителя в пространстве художественных практик акционистов. Ready-made М. Дюшана. Региональные группы дадаистов (цюрихская, кельнская, берлинская, нью-йоркская): динамика развития, характеристика, представители.

Метафизическое искусство (1914 – 1916): романтико-символистская традиция и горизонт ее интерпретации в творчестве представителей «Метафизической живописи»: Дж. Де Кирико, К. Карры, Дж. Моранди.

Сюрреализм (1924 – 1940-е гг.) «Метафизическое искусство» и дадаизм как художественные корни сюрреализма. Философия В. Дильтея, Ф. Ницше, психоанализ З. Фрейда как философско-эстетические основания сюрреализма. Сюрреалистические манифесты: основные положения. «Сочетание несочетаемого» и «чистый психологический автоматизм» как основные принципы сюрреалистического творчества. Сюрреализм в живописи и фотографии: стратегии развития. Сюрреализм фигуративный (С.Дали, Р. Магритт, П. Дельво) и абстрактный (А. Массон, М. Эрнст, И. Танги, Х. Миро). «Двойные образы»: сравнительно-исторические аналогии метода маньериста Д. Арчимбольдо и параноидально-критического метода С. Дали. Периодизация направления. Послевоенные интенции сюрреализма в творчестве неосюрреалистски Д. Таннинг. Приемы сюрреалистического письма в творчестве Ф. Кало, М. Шагала. Сюрреалистические художественные объекты Х. Миро, С. Дали и скульптура А. Джакометти.

Тема 7. Метаморфозы абстрактного искусства (1910 – 1940-е гг.)Эстетические и культурологические предпосылки формирования абстрактного искусства: интуитивизм А. Бергсона, антропософия Штейнера и энергетизм В. Оствальда. Абстракционизм в искусстве первой половины ХХ в. в его родовой дифференциации на «лирическую» и «геометрическую» абстракцию, обусловленную их различными корневыми, базовыми основами. Романтизм У. Тернера, французская школа импрессионистов, постимпрессионизм П. Гогена, В. Ван Гога, символизм, экспрессионизм группы «Синий всадник», «необузданный фовизм» А. Дерена и М. де Вламинка как предшественники «лирической» абстракции. «Лирическая абстракция» В. Кандинского. Основы построения композиции в абстрактном искусстве на примере теоретической работы В. Кандинского «Точка и линия на плоскости». Типы соотношения формы и цветы в лирической абстракции. Теория цветомузыки. «Принцип внутренней необходимости» В. Кандинского и его влияние на развитие «лирической абстракции» и последующих за ней направлений абстрактного искусства послевоенного времени. Геометрическая абстракция: постимпрессионизм П. Сезанна, аналитический кубизм как истоки формирования геометрической абстракции. Неопластицизм П. Мондриана. Основные правила построения композиции в неопластицизме на примере работы П. Мондриана «О новом формировании». Проблема взаимодействия фигуры и фона в неопластицизме. Сравнительно-историческая характеристика концепций геометрической абстракции: неопластицизма П. Мондриана и супрематизма К. Малевича. Неопластицизм и история группы «Стиль». Концепция неопластицизма П. Мондриана и ее вклад в развитие функционалистского стиля и направлений геометрической абстракции в искусстве второй половины ХХ в.

Тема 8. Неоклассицистические тенденции в искусстве ХХ в. (последняя треть XIX – первая четверть ХХ в.).Характеристикахудожественногоязыка неоклассицистического искусства в контексте Модернизма: инвариантное и исторически конкретное.

Архитектура. Основные периоды развития неоклассицизма в архитектуре ХХ в.: 1. 1910 –сер. 1920-х гг.: использование конструктивных приемов, разработанных в русле позднего модерна, рационалистические тенденции (творчество О. Пере, П. Беренса, О. Вагнера); 2. 1930-е гг.: неоклассицизм на службе политических режимов подчеркнуто строг, симметричен, монументален (творчество А. Шпеера, М. Пьячентини); 3. 1950-1960-х гг.: синтез композиционных приемов классицизма и новых формотворческих решений в архитектуре США (Э. Сааритен, В. Гропиус).

Живопись. Итальянское художественное объединение неоклассицистов «Новеченто» (1920-е – 1940-е гг.) (К. Карра, У. Оппи, А. Фуни, М. Сирони). От авангардного футуризма – к неоклассицизму: конверсия искусства или реконструкция традиции? Неоклассический период «Энгра ХХ в» – Пабло Пикассо: особенности интерпретации образов, стилистики искусства греческой архаики и классики в творчестве художника. Неоклассические тенденции в русле немецкой «Новой вещественности» 1930-х гг. (А. Канольдт, Г. Шримпф): специфика возвращения к фигуративному «образцовому» искусству в условиях Третьего Рейха.

Скульптура. Неоклассицистическая скульптура А. Майоля и А. Бурделя: специфика и особенности неоклассицистического языка в контексте искусства Модернизма.

Тема 9. Ар Деко (1918 – 1939). Изобразительность, декоративность и конструктивность как основные принципы стиля ар деко (фр. art deco, сокр. от art decorative = «стиль Шанель», «стиль Пуаре», стиль небоскребов, вертикальный, или нью-йоркский стиль, джаз-стиль). Декоративность, стилизация и эклектичность стиля, основанная на сочетании стилистики кубизма, балетов «Русских сезонов» С. Дягилева, влияний образов искусства Древнего Египта и индейцев Мезоамерики.

Архитектура. Влияние модерна и неоклассицизма на формирование архитектуры ар деко. Эволюция стиля в архитектуре и ее региональные особенности (историческая динамика ар деко в США, Франции, Нидерландах в сторону функционализма; в странах Германии и СССР – «нового ампира»). Стиль небоскребов: стилистические особенности архитектуры ар деко в США (на примере небескребов М. Ван дер Роэ, Р. Худа, У. ван Элена, Р. Уирта, С. Джозефа). Историческая динамика развития ар деко в архитектуре США: 1) мотив «зигзага» в декоре, 2) тенденции модерна, 3) ар деко общественно-административных сооружений – по сути, стилизованный классицизм.

Живопись. Традиции кубизма, экспрессионизма, модерна и неоклассицизма в живописи ар деко (на примере творчества Т. де Лемпицки, А. Маре, А. Экстер, В. Меллера, С. Делоне).

Графика. Литография, рекламные плакаты и шрифты А.М. Кассандра. Синтез модерна и ар деко в графике Ж. Барбье. Диалог искусства и моды в графике П. Ириба, Ж. Лепапа.

 

Скульптура. Неоклассицистические тенденции в монументальной скульптуре ар деко (П. Ландовски). Образы балета, живописи, сценических костюмов и модных тенденций того времени в декоративной скульптуре ар деко (Д. Чипариус, Эрте).

Декоративно-прикладное искусство. Наследие модерна и индивидуальные особенности декоративно-прикладного искусства ар деко (Р. Лалик).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: