С помощью управленческого анализа «затраты - объем-прибыль», можно ответить на многие вопросы управления предпринимательской деятельностью.
Важнейшая задача подготовки информации для целей проведения краткосрочного управленческого анализа состоит в разделении всех расходов организации на постоянные и переменные. Основной проблемой является разделение условно-постоянных (условно-переменных) затрат на постоянную и переменную части и приведение их к виду функции: у = а + bх (где а- постоянные расходы; в- переменные расходы на единицу продукции; х- количество проданной продукции).
Существует несколько способов выделения переменной части затрат из общей ее суммы: метод высшей и низшей точек, метод линейной регрессии (метод наименьших квадратов) и графический метод.
В курсовой работе для определения постоянной и переменной части затрат необходимо использовать метод высшей и низшей точек.
Для этого разделим совокупные расходы предприятия (R) на постоянную и переменную части. Для определения отклонения в объемах продаж и в затратах в максимальной точке и минимальной точке необходимо использовать формулы:
|
|
Δ G= Gmах- Gmin,
где G- количество проданной продукции.
ΔЗ = Зmах- Зmin,
где З - расходы общие, т. е. себестоимость реализованной продукции с учетом расходов на продажу.
Рассчитаем ставку (Ст) переменных расходов на единицу продукции:
Ст= Δ З/ Δ G
Тогда общая сумма переменных расходов:
Р = Ст х Gmах, где Р - переменные расходы.
Рассчитаем постоянную часть расходов:
а = R – P
На предприятии установлены учетные цены на продукции и цены продажи.
Таблица 7 Исходные данные об учётных ценах и ценах продажи на изделие:
Показатели | Наименование изделий | ||
ЭС (ден. ед.) | СТ (ден. ед.) | ПР (ден. ед.) | |
Учётная цена | |||
Цена продажи |
Задание 1
1) Используя данные приложения 18 и раздела 4.5.1 рассчитать количество проданной продукции в октябре и заполнить прил. 18;
2) Рассчитать фактическую себестоимость реализованной продукции в октябре. Фактическая себестоимость готовой продукции на начало месяца 2500 руб. Заполнить прил. 19;
3) На основе данных полученных в п. 1 и п. 2 заполнить прил. 20 (строка «октябрь»). В строке сумма расходов отражается значение фактической себестоимости реализованной продукции с учетом расходов на продажу;
4) Используя метод высшей и низшей точек рассчитать ставку переменных расходов и описать поведение затрат с использованием математической формулы;
5) Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Планирование финансового результата предполагает использование показателя нормы маржинального дохода (Nмд). Расчет этого показателя ведется по формулам:
|
|
Nмд = (Маржинальный доход /Выручка от продаж) * 100 %
Норма маржинального дохода показывает, как изменится маржинальный доход организации при увеличении выручки от продаж на 1 руб.
Выручка в точке безубыточности рассчитывается по формуле:
Выручка в точке безубыточности = Постоянные расходы/(1- переменные расходы/выручка).
Выручка в точке безубыточности = Постоянные расходы/ Nмд.
Коэффициент финансовой прочности рассчитывается по формуле:
Коэффициент финансовой прочности = Сумма запаса финансовой прочности/Выручка от продаж.
Задание 2
1. На основе данных о выручке от продажи каждого вида продукции и ставки переменных расходов, определить сумму переменных по каждому виду продукции и общую сумму постоянных расходов, заполнить прил. 21.
2. По данным приложения 21 определить выручку в точке безубыточности по предприятию в целом, с применением графического и математического методов. Сделать выводы.
3. Рассчитать норму маржинального дохода по каждому виду продукции. Рассчитать долю маржинального дохода каждого вида продукции в общей выручке предприятия. Заполнить прил. 22
4. Определить величину постоянных расходов в точке безубыточности, которую каждый вид продукции покрывает маржинальным доходом. Для этого необходимо умножить общую выручку в точке безубыточности на удельный вес маржинального дохода каждого вида продукции. Заполнить прил. 23. Сделать выводы.
5. Определить выручку в точке безубыточности для каждого вида продукции с использованием математического метода. Заполнить прил. 24. Сделать выводы.
6. Определить запас финансовой прочности и коэффициент финансовой прочности по предприятию в целом и каждому виду продукции. Заполнить прил. 25. Сделать выводы.