Приемы анализа в экономических исследованиях

Обобщая методы и приемы современной науки, процесс позна­ния широко использует такие инструменты, как анализ и синтез,

 

эксперимент и моделирование. Диалектический тандем «ана­лиз — синтез» часто понимается как синоним всякого экономи­ческого исследования. Объектами анализа являются объекты макро- и микроэкономики.

Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне. Прежде всего, это относится к хозяйственной деятельности предприятий и органи­заций как экономических субъектов. Совокупность приемов ана­лиза позволяет получать необходимую информацию для деятель­ности экономических субъектов. Следует иметь в виду, что про­водимый анализ хозяйственной деятельности не является само­целью экономического исследования, а служит инструментом (спо­собом) для достижения цели экономического характера.

Если раньше основным объектом анализа являлась хозяйствен­ная деятельность, основанная на внутренних факторах, обеспечи­вающих проведение анализа финансового состояния, экономичес­ких и производственных результатов, а также результатов техни­ческого и социального развития предприятия, то в настоящее время повышенное внимание уделяется внешним факторам в ходе проведения анализа рынка, маркетингового (ситуационного) ана­лиза, анализа спроса и т.п.

Диагностика и анализ хозяйственной деятельности использу­ют следующие приемы:

60) детализация;

61) сравнение;

62) группировки;

63) индексные приемы;

64) элиминирование;

65) балансовый прием;

66) экономико-математические приемы.

Детализация

Анализ означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние, присущие этому объекту состав­ляющие. Детализация - это расчленение сводных показателей на составные, комплексных факторов - на первичные по разным при­знакам: времени, месту, структуре явления и т.д.

В итоговых отчетных показателях работы предприятия обыч­но алгебраически суммируются (взаимно погашаются) положитель­ные и отрицательные результаты, достигнутые на отдельных уча­стках. Чтобы выявить противоречивые и разнообразные причи­

 

 

ны, влияющие на итоговые показатели, необходимо прибегнуть к детализации. Детализация - это последовательное расчленение технико-экономических показателей.

Признаки и степень детализации могут быть различны в за­висимости от цели и содержания анализа. Детализация может проводиться по времени и месту получения итоговых показате­лей, а также по составным частям.

Детализация итоговых показателей по времени позволяет рас­членить показатели по кварталам, месяцам; показатели за месяц — по декадам и дням; показатели за день - по сменам и часам.

В результате детализации получают частные показатели, кото­рые отличаются друг от друга по величине. Изучение этих сведе­ний позволяет выявить наиболее успешные периоды в работе, а также периоды, когда результаты работы следует считать неудов­летворительными.

Конкретные причины выявляют в ходе дальнейшего анализа. Неравномерности в протекании производственных процессов во времени могут иногда называться причинами, не зависящими от предприятия. Например, неравномерность выполнения объема перевозок может вызываться сезонностью.

Детализация итоговых показателей по месту их получения. Итоговые показатели работы производственно-финансовой деятель­ности предприятия складываются из частных показателей рабо­ты всех его звеньев: участков, отделений, бригад и т.п.

Расчленение итоговых показателей по предприятию в целом на ряд показателей по отдельным производственным звеньям и наиболее передовых и отстающих участков и работников.

Отдельные виды работ, необходимые данному предприятию, могут выполняться другими предприятиями. Тогда детализация итоговых показателей по месту их получения дает возможность разграничить факторы, зависящие от предприятия и не завися­щие от него.

Сравнения

Сравнение - один из наиболее распространенных методов по­знания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавли­вается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.

 

 

Чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетво­рять двум основным требованиям. Первое: сравниваться долж­ны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Второе - для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важ­ным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может вы­ступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не вы­ступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющей­ся результатом обработки первичных данных. Наиболее распро­страненный и важный способ такой обработки - умозаключение по аналогии.

Сравнения - установление сходства и различий показателей и экономических явлений при условии взаимосвязанности сравни­ваемых величин: однородности и одинаковой методологии их определения и сопоставимости объектов.

Сравнение - один из логических приемов, позволяющих дать характеристику явления через другие явления или понятия; ус­тановить сходство и различие показателей и технико-экономичес­ких явлений при условии взаимосвязанности сравниваемых ве­личин; однородности и одинаковой методологии их определения и сопоставимости объектов.

Анализируемые данные сравнивают по следующим направле­ниям:

67) сравнение показателей по вариантам (сравнение отчетных показателей с расчетными или плановыми, фактических - с пре­дусмотренными договором и т.д.);

68) сравнение текущих данных с данными предшествующих пе­риодов (перспективный и ретроспективный анализ);

69) сравнение отчетных показателей с данными других предпри­ятий. с

Для того чтобы в результате сравнения сделать правильные вы­воды, верно отражающие сущность изучаемых технико-экономи- ческих процессов, необходимо обеспечить соизмеримость сравни­ваемых величин, качественную их однородность. В связи с этим необходимо обеспечить тождественность календарных периодов (при изучении динамики показателей нельзя, например, сравни­

 

 

вать годовые данные с квартальными) и единство оценки (выя­вить изменение цен на сырье и полуфабрикаты). Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количествен­но определенные сведения об окружающей действительности.

Эксперимент

Частным случаем наблюдения является эксперимент, т.е. та­кой метод научного исследования, который предполагает вмеша­тельство в естественные условия существования предметов и яв­лений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств. В чис­ле эмпирических методов научного познания эксперимент зани­мает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблю­дением имеет ряд преимуществ:

69) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»;

69) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов дей­ствительности в экстремальных условиях;

69) важнейшим достоинством эксперимента является его повто­ряемость.

Так, например, в процессе маркетинговых исследований пред­приятия, имеющего фирменные магазины, используется вариация цен и исследуется, при прочих равных условиях, реакция покупа­телей продукции (изменение спроса), что позволяет определить наи­лучшие цены и объемы производства.

Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта в познании - моделью.

Использование моделей позволяет применять эксперименталь­ный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке. Целью этого метода является изучение определенных общественных (экономических) явлений на сравни­тельно небольших коллективах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: