Методические указания к самостоятельным работам по дисциплине «Экономическая теория»

Содержание образовательного стандарта предопределяет темы рефератов по дисциплине «Экономическая теория». При выборе тем можно руководствоваться тематикой, предложенной ведущи­ми преподавателями или специалистами, чей научный или науч­но-методический интерес совпадает с предложенными темами. При этом студент может получить квалифицированную консультацию по материалам темы, а руководство такой самостоятельной рабо­той приносит максимальную пользу ее автору.

Другой подход с выбором тем ориентирован на практические интересы автора самостоятельной работы, связанной с актуальнос­тью темы, возможностью ее продолжения при изучении конкрет­но-экономических дисциплин и даже при выполнении последую­щих самостоятельных курсовых работ по «Статистике», «Маркетин­гу», «Экономике предприятия», и др., а также дипломной работы.

В заданиях самостоятельных работ по «Экономической теории» должны включаться элементы методики экономических исследо­ваний.

Самостоятельная работа по «Экономической теории» выполня­ется в соответствии с образовательным стандартом и учебным планом, а также имеет своей целью освоение, систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по основным направлениям экономической науки. Реферативный характер эт^х работ предопределен целями и задачами данной учебной дисциплины.

Цель самостоятельной работы - расширение и систематизация знаний, постановка задач, носящих комплексный характер, а так­же оценка уровня знаний студента по конкретному направлению экономической науки.

 

 

Экономика - сложная многоуровневая система, все уровни которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Теоретическая эконо­мика изучает проблемы эффективного использования ограничен­ных ресурсов на микро- и макроуровне.

Изучая факты, выдвигая гипотезы, экономисты делают обобще­ния, раскрывают принципы (законы), на основе которых и функ­ционирует экономика. Констатация тех или иных явлений, тен­денций относится к позитивному направлению в экономической науке. В случае, если ставятся вопросы о том, как должна рабо­тать экономика, чтобы быть эффективной, то это нормативное направление экономической науки.

В реферате по «Экономической теории» должна присутствовать глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем яа ос­нове анализа экономической литературы. Кроме аналитического обзора реферат должен содержать самостоятельное изложение своей обоснованной точки зрения по выбранному направлению.

Глубокое знание экономических проблем учит пониманию сложного экономического мира, формирует гражданское сознание, вырабатывает экономический тип мышления, необходимые при изучении учебных дисциплин специальности.

Условно темы рефератов по «Экономической теории» можнэ раз­делить на группы, предусмотренные образовательными стандартами.

Макроэкономика

Общие закономерности, присущие экономике страны в цалом, ее регионам, отраслям и секторам, изучает раздел «Макроэконо­ мика» дисциплины «Экономическая теория». Модели макроэко­номического равновесия необходимы для оценки совокупного спро­са и совокупного предложения. Модель общего равновесия Заль- раса: в процессе заключения контрактов на продажу и покупку товаров на рынках устанавливается такой набор относительных цен, при котором все желаемые товары продаются и покупается, и нет избыточного спроса и избыточного предложения. О/нако данная модель не учитывает реальные кассовые остатки.

Модель общего равновесия Патинкина рассматривает устойчи­вое состояние конкурентной экономики, при котором потребители максимизируют значение функции полезности, а конкурирующие предприниматели максимизируют полученную прибыль, при цзнах, обеспечивающих равенство спроса и предложения при эффектив­ном распределении ресурсов. Кроме общего равновесия макроэко­номика изучает частичное равновесие - равновесие между ещосом

 

и предложением на конкретном рынке (на рынке конечных про­дуктов, на рынке факторов производства, на финансовом рынке).

Привлекательность того или иного рынка оценивается с помощью различных макроэкономических показателей. Это система показа­телей социально-экономического потенциала, национального богат­ства, показателей результатов экономической деятельности (валового национального продукта) и эффективности экономики в целом.

Новая система группировки показателей и внедрение между­народных классификаторов позволяют использовать методику национального счетоводства. Эта адекватная рыночным услови­ям система учета позволяет выявлять теневую производственную деятельность и учитывать ее в макроэкономических показателях.

Актуальными и необходимыми для последующей разработки могут быть следующие темы рефератов:

94) Построение внешнеторгового баланса.

95) Подходы к оценке совокупного спроса и предложения в регионе.

96) Совокупный спрос и факторы, определяющие величину со­вокупного спроса.

97) Использование счета производства в СНС.

98) Сравнительный анализ моделей государственного регулиро­вания экономики.

99) Инструменты государственного регулирования экономики и оценка их эффективности.

100) Строение государственного бюджета и фискальная полити­ка государства.

101) Анализ денежных потоков в макроэкономике и кредитная политика.

102) Экономические проблемы занятости, рынка труда и безра­ботицы.

103) Доходы населения и их распределение.

104) Международные экономические отношения и валютный рынок.

105) Использование метода товаров представителей в междуна­родной торговле.

106)Использование ресурсов как носителей социально-экономи­ческого потенциала.

107)Сочетание материальных и нематериальных активов наци­онального богатства.

108)Формирование системы показателей экономических резуль­татов в системе национальных счетов.

 

 

16. Экономический рост и эффективность общественного про­изводства.

Перечисленные темы рефератов необходимо раскрывать таким образом, чтобы получаемые выводы и рекомендации могли быть обоснованы и использованы в последующих учебных дисципли­нах конкретного экономического направления.

Микроэкономика

Экономические проблемы рационального использования огра­ниченных ресурсов для удовлетворения потребностей рыночных субъектов изучает микроэкономика. Изучение различных рынков производственных факторов связывают с рациональным исполь­зованием ресурсов, а спрос и предложение рассматриваются в качестве регулятора рыночных отношений.

Центральная проблема микроэкономики: изучение спроса и предложения на конкретный товар, изучение рыночного равнове­сия, а также факторов, влияющих на величину спроса. Микроэко­номика исследует эластичность спроса и предложения на конк­ретные товары и ценообразование в условиях различных рыноч­ных структур.

Экономика фирм, мотивация их поведения основаны на фак­торных рынках, а также на рыночных структурах, определяющих вид конкуренции на рынке.

108) Рынок факторов производства.

108) Факторные рынки. Спрос на экономические ресурсы.

108) Факторные рынки. Оптимальное соотношение ресурсов.

108) Кривая производственных возможностей и необходимость экономического выбора.

108) Производственная функция фирмы.

108) Спрос на продукцию, работы и услуги. Факторы, определяю­щие спрос.

108) Предложение конкретных товаров и факторы, воздействую­щие на него.

108) Равновесная цена, эластичность спроса и предложения на отдельные товары.

108) Законы спроса и предложения. Формирование спроса на отдельный товар.

108)Исследование индивидуального спроса на основе эффектов дохода и замещения.

108) Теория предельной полезности и спрос на отдельный товар.

108)Мотивация поведения фирмы в рыночной экономике.

 

 

108) Экономическая прибыль фирмы и экономические издержки.

108) Издержки производства краткосрочного и долгосрочного периодов.

108) Рыночные структуры и конкуренция.

108) Ценообразование на различных рынках.

Темы самостоятельных работ по микроэкономике могут иметь продолжение в курсовых работах по учебной дисциплине «Статисти­ка», где отдельные положения и показатели будут наполнены конк­ретным экономическим содержанием, а представленные гипотезы могут быть проверены на конкретном статистическом материале.

2.4. СТАТИСТИКА

Содержание учебной дисциплины «Статистика» консервативно. Несмотря на несущественные различия, присущие конкретным экономическим направлениям и специальностям, основное содер­жание учебной дисциплины составляют сведения из общей теории статистики, социальной статистики и статистики экономической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: