Содержание учебной дисциплины «Статистика»

Предмет, метод и задачи; источники статистической информа­ции; группировка и сводка материалов статистических наблюде­ний; абсолютные и относительные величины; средние величины; ряды динамики; индексы; показатели вариации; выборочное на­блюдение; статистическое изучение взаимосвязи социально-эконо­мических явлений; статистические методы классификации, груп­пировки и моделирования социально-экономических явлений; статистика товаров и услуг, производительности труда, основных фондов, оборотных фондов, себестоимости товаров и услуг, стати­стическая методология национального счетоводства и макроэко­номических расчетов, построения балансов для регионов и эконо­мики в целом; статистические методы исследования экономичес­кой конъюнктуры; статистика товарооборота и товарных запасов, рыночной инфраструктуры, цен, эффективности рекламной деятель­ности, деловой активности; статистический анализ эффективнос­ти функционирования предприятий разных форм собственности, качества товаров и услуг; статистические методы оценки финан­совых, страховых и бизнес-рисков, принятия решений в условиях неопределенности; выявление трендов и циклов; прогнозирование развития социально-экономических процессов.

 

 

Кроме того, по специальности «Маркетинг» Учебно-методическим объединением для регионального (вузовского) компонента дополни­тельно предлагается учебная дисциплина «Статистика рынка».

Методические указания к разработке курсовых работ по учебной дисциплине «Статистика»

Курсовые работы по статистике могут быть посвящены различ­ным темам в соответствии с содержанием образовательных стан­дартов. Выбор темы работы связывают с применением ее резуль­татов при изучении последующих учебных дисциплин или при дипломном проектировании. Кроме того, полученные в результа­те выполнения работы статистические показатели должны иметь практическую значимость и обеспечивать получение прибыли или иной выгоды экономического характера заинтересованным в этом пользователям информации.

Основной раздел курсовой работы по статистике должен вклю­чать три основных метода статистического исследования.

Во-первых, это научно организованное статистическое наблюде­ние. При этом обоснованный выбор объекта наблюдения опреде­ляет успех и практическую значимость результатов исследования.

Во-вторых, это систематизация и группировка полученного статистического материала и проведение статистической сводки. На этом этапе выявляются имеющиеся закономерности, осуществ­ляется переход от первичных признаков к обобщающим статис­тическим показателям.

В-третьих, это расчет применяемых в конкретной сфере эконо­мической деятельности экономических (социально-экономических) показателей. Основное требование к выбору показателей (системы показателей) заключается в практическом применении полученной информации. При этом, как правило, преследуется цель получения экономической выгоды (извлечение дохода или прибыли).

В курсовой работе необходимо определить объект исследова­ния (массовые явления) и субъект работы (в чьих интересах вы­полняется работа). Рассмотрим некоторые типичные темы кур­совых работ по дисциплине «Статистика».

Статистика рынка

Предметом статистики рынка являются массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке. Ста­тистика рынка изучает рыночные отношения, проявляющиеся

 

 

прежде всего в форме множества актов купли-продажи. В рыноч­ные отношения вступают между собой субъекты рынка - продав­цы (владельцы товара) и покупатели (владельцы денег, предъяви­тели спроса). Объектом их отношений является товар (продукт или услуга), права собственности на который уступаются продав­цом покупателю. Итог их отношений — сделка, целью которой для продавца является прибыль, а для покупателя - удовлетворение потребностей. Статистические исследования определяют формы поиска рыночных партнеров. Статистическое изучение рыночно­го партнерства - необходимое условие организации коммерческой деятельности, связанной с извлечением экономической выгоды (прибыли). При выборе объектов и субъектов рыночных отноше­ний необходимо воспользоваться классификацией продавцов и покупателей.

Основным объектом статистики рынка является потенциаль­ный покупатель, потребности которого удовлетворяет товар. Груп­пировка покупателей по величине дохода позволяет учитывать экономическое поведение групп, их отношения к функциям то­варов. При этом сегментация рынка в статистике рынка пони­мается как классификация потенциальных потребителей продук­ции, работ (процессов) или услуг на достаточно большие группы, существенно различающиеся по требованиям (по цене, количеству, качеству, месту продажи и т.д.) к данному виду товара. Оценке подлежит покупательная способность различных групп населения. Показателями статистики рынка являются его потенциальная и реальная емкость, а также насыщенность рынка. Эти показатели рассчитываются как по территориям, так и по структурам групп (сегментам рынка). Статистический анализ рынка является ос­новой экономического обоснования любых инвестиционных или предпринимательских проектов.

Статистика спроса

В маркетинговой системе все начинается с рынка и заканчи­вается рынком: товар находит или не находит сбыта в зависимо­сти от того, есть ли на него спрос. Поэтому статистика спроса на продукцию^, работы или услуги являются важнейшим направле­нием маркетинга и коммерции. Производственному предприятию для планирования объема производства и обоснования плана реализации продукции или объема оказания услуг, а торгово- посредническому для управления прибылью необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме и по какой цене, когда, каким образом и где оно будет продавать. От этого в конечном итоге

 

 

зависит успех деятельности предприятия. Темы курсовых работ, связанных со статистикой спроса, являются самыми распростра­ненными. Это вызвано тем, что полученная информация необхо­дима для обоснования деятельности фирмы.

Необходимым условием для курсовой работы является выбор объекта или субъекта работы, которые оправдывают цель - извле­чение выгоды экономического характера (прибыли). При выпол­нении данной работы субъектом могут являться предпринимате­ли, предприятия или организации (продавцы), извлекающие выго­ду экономического характера, а объектом - множество товарных групп (продукции, работ или услуг). Цель работы - оценка коли­чественного показателя, отражающего объем продаж (физический объем товарооборота) и качественного показателя - уровня цен, которые соответствуют наибольшему объему товарооборота.

Выполнение курсовой работы (или раздела дипломной работы) связывают с проведением массового статистического наблюдения, проводимого с помощью анкет (индивидуальных формуляров) или интервью (списочных формуляров). Статистические формуляры должны содержать информацию о товаре, его свойствах и потре­бительских функциях, варианты цен, а также сведения о респон­дентах (для группировки покупателей и оценки доли сегмента). Построенные графики позволяют определить цену и объемы реа­лизации, максимизирующие доход (выручку).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: