Обоснование выбранного направления работы

Назначение этого раздела конкурсной работы - показать пре­имущества выбранного направления работы по сравнению с дру­гими возможными направлениями. Выбор направления работы (или метода решения задачи) осуществляется либо на подготови­тельном этапе проведения исследований по теме конкурсной ра­боты, либо на первом из так называемых основных этапов.

 

 

В первом случае обоснование выбора может быть включено в аналитический обзор состояния проблемы в качестве его завер­шающего фрагмента, во втором - обоснование дается отдельно. В любом из этих случаев обоснование выбранного направления работы должно опираться, во-первых, на рекомендации, содержа­щиеся в аналитическом обзоре; во-вторых, на конкретные усло­вия проведения данной работы. Совершенно недостаточно (и даже неправильно) обосновывать выбор направления работы - как это зачастую делается — ссылками на соответствующие пункты зада­ния (техническое задание). Следует помнить, что обоснование выбора направления работы и обоснование целесообразности (или необходимости) самой работы — не совсем одно и то же. После­днее обусловлено результатом.

Сведения о том, как выбиралось направление работы, представ­ляют самостоятельный интерес. Поэтому необходимо привести мотивированные оценки других возможных направлений и пока­зать преимущества (для данного конкретного случая) принятого направления исследования как с научной (технической), так и с экономической точек зрения (например, указать ожидаемый эко­номический эффект). Бывают случаи, когда направления работы определяются в процессе составления задания на самостоятель­ную работу. Но и тогда они должны уточняться при завершении подготовительного этапа, в частности, этим и объясняется реко­мендация давать обоснование выбранного направления после ана­литического обзора и, желательно, отдельным структурным раз­делом конкурсной работы.

Разделы, отражающие результаты конкурсной

Работы

Основная часть конкурсной работы с исчерпывающей полнотой характеризует ход выполнения работы и полученные результаты.

Структура, состав, содержание и объем этих разделов конкур­сной работы, а также количество разделов и подразделов зависят от особенностей выполняемой самостоятельной работы, которая в ней отражена, ее масштаба, характера и, наконец, от области зна­ния, к которой эта выпускная работа относится. Поэтому нет и, видимо, не может быть единых, универсальных рецептов постро­ения и написания этих разделов конкурсной работы. Главное при составлении этих разделов - необходимость подробного и после­довательного изложения хода и содержания выполненной конкур­

 

 

сной работы, детальное описание всех промежуточных и оконча­тельных результатов работы. Очень важно, чтобы в выпускную работу включались и отрицательные результаты - они могут быть также весьма полезны для читателя, поучительны для него; при проведении аналогичных исследований описание отрицательного результата и пути, которые к нему привели, сможет предостеречь исследователя от повторения предшествовавших ошибок, позволит ему не пойти по непродуктивному пути.

Практика работы конкурсных комиссий, анализ поступающих конкурсных работ и их рефератов, изучение того, как они исполь­зуются на практике, - все это показало, какого характера инфор­мацию чаще всего читатели ищут в работах, в каких случаях, при решении каких задач они обращаются именно к работам, а не к научным документам других видов (монографиям, справочникам, статьям в научно-технических журналах и т.д.). Исходя из это­го были сформулированы некоторые общие требования к конкур­сным работам.

Весьма важно, чтобы в конкурсной работе (в данных разделах) была детально описана методика исследования, дано подробное и убедительное обоснование ее выбора либо разработки. Именно методологическая часть исследования, описываемого в работе, представляет наибольший интерес для подавляющего большинства читателей студенческих выпускных работ. Этим же обусловлено и требование обязательно отражать методические (и методологи­ческие) аспекты конкурсной работы в ее реферате.

Не описывать детально методику исследования (методы наблю­дений, расчетов и т.п.) допускается только в том случае, если в работе были применены общеизвестные, общепринятые методы. В этом случае в соответствующем разделе (главе) делается ссыл­ка на тот или иной источник документальной информации. Воз­можны случаи, когда этот источник может быть признан трудно­доступным для потенциального читателя конкурсной работы. Тогда следует кратко описать метод (или методы экономического исследования), перенеся это описание в приложение, а в соответ­ствующем разделе сделать ссылку на это приложение.

Не следует перегружать эти разделы излишними, второстепен­ными подробностями и деталями, только мешающими четко и последовательно довести до читателя главную мысль конкурсной работы. В частности, не рекомендуется пересказывать содержание промежуточных разделов в разделах заключительных, сводных и т.п. В этих случаях нужно лишь кратко изложить важнейшие,

 

 

основные результаты тех этапов работы, которые были отражены в промежуточных разделах, и дать на них ссылки в тексте. Эти результаты должны быть приведены в списке использованной литературы. Теоретические разделы следует начинать с описания явления (проблемы), теория которого разрабатывалась в процессе исследования, а затем приводить обоснование этого явления. Если в основу анализа были положены какие-либо упрощающие поло­жения, об этом не только следует упомянуть в соответствующей главе, но и обосновать необходимость этих упрощений. После это­го можно приступить к описанию полученных результатов, к их анализу и обобщению. Весьма полезно при этом рассмотреть воз­можные частные случаи, а также сопоставить полученное решение с имеющимися экспериментальными данными. Если такое сопос­тавление не делается, в конкурсной работе нужно обязательно по­яснить причины его отсутствия. Полученное в результате прове­денной работы теоретическое положение следует рассмотреть так­же с точки зрения вероятных (расчетных) границ его применения, указав при этом возможные области решения практических (при­кладных) задач, и оценить будущие пути практического использо­вания найденных теоретических закономерностей.

В конкурсной работе, посвященной статистическому исследо­ванию, разделы, отражающие методику и содержание работы, нуж­но начинать с указания цели и описания программы конкретных наблюдений (цели самой работы уже были указаны во введении). Затем обосновывают и описывают методику статистических ис­следований и детально раскрывают их сущность. При этом необ­ходимо мотивировать объем наблюдений. Далее подробно и обо­снованно оценивают точность и достоверность полученных стати­стических данных, дают их трактовку и, при возможности, теоре­тическое обобщение. В случае если полученные статистические данные не сопоставляются в работе с теоретическими, необходи­мо пояснить причины отсутствия такого сопоставления. Если в тексте конкурсной работы приводятся какие-то конкретные све­дения, полученные в результате исследований, то они обязательно должны сопровождаться указаниями о степени их достовернос­ти. Результату, полученные в ходе работы, должны быть четко отделены от заимствованных из других работ и научных докумен­тов. Включать в работу следует все результаты, полученные в ходе исследований, в том числе и отрицательные.

Завершаться эти разделы должны описанием области возмож­ного применения полученных результатов. Если в ходе работы

 

 

были найдены какие-либо математические зависимости, крайне желательно, чтобы в конкурсной работе они были проиллюстри­рованы примерами конкретного расчета. Это неизменно придает материалу необходимую наглядность и достоверность.

3.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ

Как отмечалось выше, одной из важнейших частей конкурс­ной работы является заключение. Заключение содержит оценку результатов работы. Эта оценка дается с точки зрения соответ­ствия полученных результатов заданию на работу.

Кроме того, заключение содержит общую оценку этих результатов, их теоретическое обобщение, рекомендации относительно их дальней­шего использования (необходимость продолжить исследования либо их бесперспективность, области применения полученных результатов и т.д.). Необходимо обеспечить последовательное, логически стройное изложение полученных выводов. Это позволяет обеспечить исчерпы­вающую полноту отражения в конкурсной работе хода и результатов выполненных исследований и учесть особенности как в конкурсной работе в целом, так и каждой ее структурной части.

В процессе работы могут выявиться новые (в известном смыс­ле неожиданные) закономерности, новые данные. Все эти сведе­ния должны быть оценены в заключении. Помимо оценки резуль­татов работы, заключение содержит информацию о пути и целях дальнейшей работы и целесообразности ее продолжения.

В заключении даются краткие выводы по работе, отражающие ее качество. Под качеством конкурсной работы понимают, преж­де всего, способность самостоятельной работы удовлетворять су­ществующие или предполагаемые потребности конкретных пользо­вателей в получении экономической выгоды от прибыльного ис­пользования результатов работы. Это в меньшей степени относится к теоретическим разделам работы, однако проведение невостре­бованных работ не имеет здравого смысла.

И, наконец, заключение может включать сведения, относящие­ся к возможному продолжению и новому применению результа­тов экономического исследования.

3.5. ОФОРМЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Большинство студентов считают, что оформление - заключи­тельный этап подготовки дипломной, курсовой или конкурсной

 

работы. Это не совсем так. В целях экономии трудозатрат целе­сообразно до начала написания самого первого фрагмента изучить порядок оформления самостоятельной работы.

При изучении требований к оформлению работы необходимо учитывать, что единые государственные стандарты к порядку оформления дипломных и курсовых работ отсутствуют. Разрабо­таны стандарты, которые применяются в близких областях. Так, например, существуют стандарты по составлению отчетов о науч- но-исследовательской работе. Эти стандарты положены в основу общеприменяемых в большинстве вузов требований. Но, кроме того, в техническом вузе предъявляются и свои, особенные, требования к оформлению работ. Таким образом, существуют общие требова­ния к оформлению работ.

Конкурсная, дипломная и курсовая работы обычно готовятся в одном экземпляре. Работа может быть исполнена в рукописном варианте, на пишущей машинке, с использованием компьютерных средств обработки текстовых материалов. Наиболее предпочтитель­но выполнение работы с использованием компьютерных тексто­вых процессоров, поскольку это облегчает редактирование текста, дает возможность использовать его при написании других науч­ных работ. Общий объем конкурсной (выпускной) работы не должен превышать 70-80 страниц, а курсовой работы - 25-35 стра­ниц машинописного текста с двойным интервалом (или с полу­торным интервалом на компьютере). В данный объем не вклю­чаются: приложения, список литературы. Превышение данного объема нецелесообразно: часто пишут много для того, чтобы скрыть, как мало было сделано. Поэтому при оценке работы не учитываются разделы, заимствованные из литературных источни­ков (включая Интернет), а также те части работы, которые имеют реферативный характер. Это относится и к дипломным работам.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Дипломная работа представляет итоговую выпускную квалифи­кационную работу специалиста, носящую комплексный характер. В комплексной работе должна быть представлена полученная ав­тором новая информация, представляющая научно-практический интерес и практическое применение. Качество дипломной работы связывают с удовлетворением существующих или предполагаемых потребностей в ней. Поэтому тема дипломной работы должна быть

 

конкретной и преследовать цели экономического характера (полу­чение дохода или прибыли). Обычно в результате проводимого экономического исследования дается экономическое обоснование конкретной деятельности, приносящей доход или прибыль. Работа может выполняться в интересах конкретного или предполагаемо­го работодателя (предприятия или организации), который может из­влечь выгоду из результатов работы.

Подведение итогов связывают с завершением обучения. В про­цессе обучения и применения полученных знаний происходит формирование практических интересов специалиста. Поэтому дипломная работа должна отражать цели и задачи дипломанта, связанные с трудоустройством, обеспечением интересов существу­ющего или потенциального работодателя, организации и осуще­ствления собственного бизнеса, а также для получения иной вы­годы экономического характера. Во многих случаях дипломная работа представляет завершение цикла курсовых работ. При этом взаимосвязанные курсовые работы могут представлять отдельные разделы дипломной работы.

Таким образом, выпускная квалификационная работа представ­ляет серьезное комплексное экономическое исследование, предпо­лагающее творческий подход студента к проработке его содержа­ния и грамотность оформления работы в целом. Поэтому важней­шим этапом выполнения дипломной работы является выбор темы работы, причем ответственность за правильность выбора полнос­тью ложится на дипломанта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: