Назначение этого раздела конкурсной работы - показать преимущества выбранного направления работы по сравнению с другими возможными направлениями. Выбор направления работы (или метода решения задачи) осуществляется либо на подготовительном этапе проведения исследований по теме конкурсной работы, либо на первом из так называемых основных этапов.
В первом случае обоснование выбора может быть включено в аналитический обзор состояния проблемы в качестве его завершающего фрагмента, во втором - обоснование дается отдельно. В любом из этих случаев обоснование выбранного направления работы должно опираться, во-первых, на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре; во-вторых, на конкретные условия проведения данной работы. Совершенно недостаточно (и даже неправильно) обосновывать выбор направления работы - как это зачастую делается — ссылками на соответствующие пункты задания (техническое задание). Следует помнить, что обоснование выбора направления работы и обоснование целесообразности (или необходимости) самой работы — не совсем одно и то же. Последнее обусловлено результатом.
Сведения о том, как выбиралось направление работы, представляют самостоятельный интерес. Поэтому необходимо привести мотивированные оценки других возможных направлений и показать преимущества (для данного конкретного случая) принятого направления исследования как с научной (технической), так и с экономической точек зрения (например, указать ожидаемый экономический эффект). Бывают случаи, когда направления работы определяются в процессе составления задания на самостоятельную работу. Но и тогда они должны уточняться при завершении подготовительного этапа, в частности, этим и объясняется рекомендация давать обоснование выбранного направления после аналитического обзора и, желательно, отдельным структурным разделом конкурсной работы.
Разделы, отражающие результаты конкурсной
Работы
Основная часть конкурсной работы с исчерпывающей полнотой характеризует ход выполнения работы и полученные результаты.
Структура, состав, содержание и объем этих разделов конкурсной работы, а также количество разделов и подразделов зависят от особенностей выполняемой самостоятельной работы, которая в ней отражена, ее масштаба, характера и, наконец, от области знания, к которой эта выпускная работа относится. Поэтому нет и, видимо, не может быть единых, универсальных рецептов построения и написания этих разделов конкурсной работы. Главное при составлении этих разделов - необходимость подробного и последовательного изложения хода и содержания выполненной конкур
сной работы, детальное описание всех промежуточных и окончательных результатов работы. Очень важно, чтобы в выпускную работу включались и отрицательные результаты - они могут быть также весьма полезны для читателя, поучительны для него; при проведении аналогичных исследований описание отрицательного результата и пути, которые к нему привели, сможет предостеречь исследователя от повторения предшествовавших ошибок, позволит ему не пойти по непродуктивному пути.
Практика работы конкурсных комиссий, анализ поступающих конкурсных работ и их рефератов, изучение того, как они используются на практике, - все это показало, какого характера информацию чаще всего читатели ищут в работах, в каких случаях, при решении каких задач они обращаются именно к работам, а не к научным документам других видов (монографиям, справочникам, статьям в научно-технических журналах и т.д.). Исходя из этого были сформулированы некоторые общие требования к конкурсным работам.
Весьма важно, чтобы в конкурсной работе (в данных разделах) была детально описана методика исследования, дано подробное и убедительное обоснование ее выбора либо разработки. Именно методологическая часть исследования, описываемого в работе, представляет наибольший интерес для подавляющего большинства читателей студенческих выпускных работ. Этим же обусловлено и требование обязательно отражать методические (и методологические) аспекты конкурсной работы в ее реферате.
Не описывать детально методику исследования (методы наблюдений, расчетов и т.п.) допускается только в том случае, если в работе были применены общеизвестные, общепринятые методы. В этом случае в соответствующем разделе (главе) делается ссылка на тот или иной источник документальной информации. Возможны случаи, когда этот источник может быть признан труднодоступным для потенциального читателя конкурсной работы. Тогда следует кратко описать метод (или методы экономического исследования), перенеся это описание в приложение, а в соответствующем разделе сделать ссылку на это приложение.
Не следует перегружать эти разделы излишними, второстепенными подробностями и деталями, только мешающими четко и последовательно довести до читателя главную мысль конкурсной работы. В частности, не рекомендуется пересказывать содержание промежуточных разделов в разделах заключительных, сводных и т.п. В этих случаях нужно лишь кратко изложить важнейшие,
основные результаты тех этапов работы, которые были отражены в промежуточных разделах, и дать на них ссылки в тексте. Эти результаты должны быть приведены в списке использованной литературы. Теоретические разделы следует начинать с описания явления (проблемы), теория которого разрабатывалась в процессе исследования, а затем приводить обоснование этого явления. Если в основу анализа были положены какие-либо упрощающие положения, об этом не только следует упомянуть в соответствующей главе, но и обосновать необходимость этих упрощений. После этого можно приступить к описанию полученных результатов, к их анализу и обобщению. Весьма полезно при этом рассмотреть возможные частные случаи, а также сопоставить полученное решение с имеющимися экспериментальными данными. Если такое сопоставление не делается, в конкурсной работе нужно обязательно пояснить причины его отсутствия. Полученное в результате проведенной работы теоретическое положение следует рассмотреть также с точки зрения вероятных (расчетных) границ его применения, указав при этом возможные области решения практических (прикладных) задач, и оценить будущие пути практического использования найденных теоретических закономерностей.
В конкурсной работе, посвященной статистическому исследованию, разделы, отражающие методику и содержание работы, нужно начинать с указания цели и описания программы конкретных наблюдений (цели самой работы уже были указаны во введении). Затем обосновывают и описывают методику статистических исследований и детально раскрывают их сущность. При этом необходимо мотивировать объем наблюдений. Далее подробно и обоснованно оценивают точность и достоверность полученных статистических данных, дают их трактовку и, при возможности, теоретическое обобщение. В случае если полученные статистические данные не сопоставляются в работе с теоретическими, необходимо пояснить причины отсутствия такого сопоставления. Если в тексте конкурсной работы приводятся какие-то конкретные сведения, полученные в результате исследований, то они обязательно должны сопровождаться указаниями о степени их достоверности. Результату, полученные в ходе работы, должны быть четко отделены от заимствованных из других работ и научных документов. Включать в работу следует все результаты, полученные в ходе исследований, в том числе и отрицательные.
Завершаться эти разделы должны описанием области возможного применения полученных результатов. Если в ходе работы
были найдены какие-либо математические зависимости, крайне желательно, чтобы в конкурсной работе они были проиллюстрированы примерами конкретного расчета. Это неизменно придает материалу необходимую наглядность и достоверность.
3.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ
Как отмечалось выше, одной из важнейших частей конкурсной работы является заключение. Заключение содержит оценку результатов работы. Эта оценка дается с точки зрения соответствия полученных результатов заданию на работу.
Кроме того, заключение содержит общую оценку этих результатов, их теоретическое обобщение, рекомендации относительно их дальнейшего использования (необходимость продолжить исследования либо их бесперспективность, области применения полученных результатов и т.д.). Необходимо обеспечить последовательное, логически стройное изложение полученных выводов. Это позволяет обеспечить исчерпывающую полноту отражения в конкурсной работе хода и результатов выполненных исследований и учесть особенности как в конкурсной работе в целом, так и каждой ее структурной части.
В процессе работы могут выявиться новые (в известном смысле неожиданные) закономерности, новые данные. Все эти сведения должны быть оценены в заключении. Помимо оценки результатов работы, заключение содержит информацию о пути и целях дальнейшей работы и целесообразности ее продолжения.
В заключении даются краткие выводы по работе, отражающие ее качество. Под качеством конкурсной работы понимают, прежде всего, способность самостоятельной работы удовлетворять существующие или предполагаемые потребности конкретных пользователей в получении экономической выгоды от прибыльного использования результатов работы. Это в меньшей степени относится к теоретическим разделам работы, однако проведение невостребованных работ не имеет здравого смысла.
И, наконец, заключение может включать сведения, относящиеся к возможному продолжению и новому применению результатов экономического исследования.
3.5. ОФОРМЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Большинство студентов считают, что оформление - заключительный этап подготовки дипломной, курсовой или конкурсной
работы. Это не совсем так. В целях экономии трудозатрат целесообразно до начала написания самого первого фрагмента изучить порядок оформления самостоятельной работы.
При изучении требований к оформлению работы необходимо учитывать, что единые государственные стандарты к порядку оформления дипломных и курсовых работ отсутствуют. Разработаны стандарты, которые применяются в близких областях. Так, например, существуют стандарты по составлению отчетов о науч- но-исследовательской работе. Эти стандарты положены в основу общеприменяемых в большинстве вузов требований. Но, кроме того, в техническом вузе предъявляются и свои, особенные, требования к оформлению работ. Таким образом, существуют общие требования к оформлению работ.
Конкурсная, дипломная и курсовая работы обычно готовятся в одном экземпляре. Работа может быть исполнена в рукописном варианте, на пишущей машинке, с использованием компьютерных средств обработки текстовых материалов. Наиболее предпочтительно выполнение работы с использованием компьютерных текстовых процессоров, поскольку это облегчает редактирование текста, дает возможность использовать его при написании других научных работ. Общий объем конкурсной (выпускной) работы не должен превышать 70-80 страниц, а курсовой работы - 25-35 страниц машинописного текста с двойным интервалом (или с полуторным интервалом на компьютере). В данный объем не включаются: приложения, список литературы. Превышение данного объема нецелесообразно: часто пишут много для того, чтобы скрыть, как мало было сделано. Поэтому при оценке работы не учитываются разделы, заимствованные из литературных источников (включая Интернет), а также те части работы, которые имеют реферативный характер. Это относится и к дипломным работам.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Дипломная работа представляет итоговую выпускную квалификационную работу специалиста, носящую комплексный характер. В комплексной работе должна быть представлена полученная автором новая информация, представляющая научно-практический интерес и практическое применение. Качество дипломной работы связывают с удовлетворением существующих или предполагаемых потребностей в ней. Поэтому тема дипломной работы должна быть
конкретной и преследовать цели экономического характера (получение дохода или прибыли). Обычно в результате проводимого экономического исследования дается экономическое обоснование конкретной деятельности, приносящей доход или прибыль. Работа может выполняться в интересах конкретного или предполагаемого работодателя (предприятия или организации), который может извлечь выгоду из результатов работы.
Подведение итогов связывают с завершением обучения. В процессе обучения и применения полученных знаний происходит формирование практических интересов специалиста. Поэтому дипломная работа должна отражать цели и задачи дипломанта, связанные с трудоустройством, обеспечением интересов существующего или потенциального работодателя, организации и осуществления собственного бизнеса, а также для получения иной выгоды экономического характера. Во многих случаях дипломная работа представляет завершение цикла курсовых работ. При этом взаимосвязанные курсовые работы могут представлять отдельные разделы дипломной работы.
Таким образом, выпускная квалификационная работа представляет серьезное комплексное экономическое исследование, предполагающее творческий подход студента к проработке его содержания и грамотность оформления работы в целом. Поэтому важнейшим этапом выполнения дипломной работы является выбор темы работы, причем ответственность за правильность выбора полностью ложится на дипломанта.