Произведения фольклора

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ТЕКСТАМИ РАЗНЫХ ЖАНРОВ

Литература — это род искусства, отражающий типические явления жизни в образах, созданных с помощью слова. Идеи, настроения писателя передаются через содержание произведения читателю, пробуждают в нем созвучные мысли и чувства, формируют его мировоззрение. Эти особенности учитываются методикой чтения в начальных классах.

В процессе подготовки конспекта урока чтения при выборе конкретных методических приёмов для работы над художественным произведением учитель должен руководствоваться родом, видо-жанровой природой текста, а также его композиционными особенностями и спецификой его формы.

Традиционно в литературоведении выделяется три рода литературы, каждый из которых соответствует определенной функции слова (репрезентативной, эмотивной, коммуникативной) и разрабатывает ее эстетическую специфику:

1. Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетности).

2. Лирика запечатлевает внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций, медитаций, рефлексий (экспрессивности).

3. Драма фиксирует речевые акты в их эмоционально-волевой устремленности и социально-психологической характерности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности (смешение черт лирики и эпоса).

Важным методическим требованием является целостное восприятие художественного произведения. Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики). Обязательным условием является анализ художественного произведения в целях глубокого проникновения в его содержание.

Произведения различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения) имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над каждым из жанров различна.

В отличие от художественной литературы, требующей от читателя восприятия и оценки художественного образа, существует научно-познавательная литература, которая имеет четко определённую предметность новогодля детей знания и целенаправленно излагает тему.

Научно-познавательная литература не только описывает явления и его признаки, излагает суть исторического события, но и указывает его связь с другими фактами и явлениями, даёт им научное обоснование.

Методические рекомендации работы над литературными произведениями:

произведения фольклора

Скороговорки, потешки, загадки, небылицы, пословицы, поговорки.

Загадка — это удачное средство над изобразительно-выразительными средствами языка, т.к. в основе — сравнение, метафора (Не портной, а всю жизнь с иголками ходит). Анализ ее текста, соотнесение с иллюстрацией помогают понять метафорический смысл.

Пословицы, поговорки — используют на заключительном этапе работы с художественным текстом, т. к. смысл пословицы отражает главную мысль произведения. Соотнеси содержание текста с пословицей. (Сила сломит всё, а ум — силу; Кто родителей почитает, тот вовек не погибает). Для первого знакомства сначала читаем текст, потом подбираем пословицу (в сказке В. Зотова «За двумя зайцами» пословица введена в конце текста: «С тех пор так и говорят в народе: «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь» Найди и прочитай главную мысль сказки, выраженную в пословице). Приведи свои примеры. Соотнести пословицы по смыслу.

2) рассказ

Первичное восприятие рассказа может осуществляться путём чтения детьми текста молча или путём прослушивания чтения учителя (если рассказ драматичен, глубоко эмоционален). Рассказы о жизни природы, о труде дети могут уже со II класса читать молча.

Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.

В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.

Планируя такие уроки, учитель исходит из содержания произведения, определяющего как этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающие чтение.

Сказкой

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Особенно импонирует детям действенная направленность на победу, на торжество правды, на благополучную концовку. Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизнен: «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Главная ценность сказок заключается в подходе изображения простых людей, народа. Он талантлив, трудолюбив, великодушен, хитер на выдумку, мастер на все руки. Персонажи делятся на 2 группы: положительные и отрицательные. Контраст помогает усвоению материала.

Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок — прекрасный материал для рассказывания, пересказа, инсценировки, живого диалога и т. д.

В начальных классах учащиеся знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и своеобразие композиций (зачин, повторы, концовка).

По литературоведческой традиции различаются сказки о животных и волшебные сказки.

Сказки о животных отличаются от других тем, что в них действуют животные. Методика анализа таких сказок существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрирование, все виды пересказа и т. п. На последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни; (может ли такое случиться в отношениях между людьми?). Этого вполне достаточно, чтобы сказка для учащихся осталась сказкой, но обогатила их знанием определенных явлений жизни.

Волшебные сказки отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы — то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя и наоборот и т. д. Герои в этих сказках прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих необычной, волшебной силой. Методика работы над такими сказками остается такой же, как и при анализе реалистического рассказа. Но специфичным будет выяснение направленности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки и т. п.).

4) басня

Басня — одна из форм эпического жанра, появилась задолго до нашей эры. Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств:

- Каждая басня — метко нарисованная сценка из жизни, поэтому заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания.

- В басне, как правило, присутствует осуждение того или иного порока, недостатка, поступка, что при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками (Что осуждает басня? Чему она учит?).

- Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость народного языка много дают для развития мышления и речи учащихся.

- Размер басни обычно не превышает 20—30 строк, но по coдержанию это — пьеса со своей завязкой, кульминацией и развязкой.

- Образные выражения из басен, ставшие со временем пословицами, привлекают как глубиной заключенной в них мысли, так и своей яркостью.

Методика работы над басней обусловлена её спецификой как вида художественного произведения. Учитываются существенные признаки басни: наличие морали (нравоучения), аллегории (иносказания). Действующими лицами в баснях являются люди или животные. Стихотворная форма не является обязательной (например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе).

Анализ басни связан с раскрытием морали и аллегории. Целесообразным считается начинать работу над басней с раскрытия её конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (Кто подразумевается под действующими лицами басни?) и, наконец, рассматривается мораль.

Если главная мысль и мораль басни просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения, то целесообразно сразу же после первичного восприятия басни, без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?». Не прибегая к анализу текста, учащиеся высказываются относительно её главной мысли, после чего им задается второй вопрос: «Какова мораль басни?» После этого дети сами читают басню, а затем происходит краткий разбор речевых оборотов.

Если сущность морали сложна для учащихся, то при первом чтении басни учитель опускает текстовое нравоучение. Дальнейшая работа включает следующие компоненты: анализ произведения, выяснение главной мысли, раскрытие аллегории, анализ морали.

При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказов. Но особое место занимает работа над выразительными средствами языка, выполнение заданий творческого характера, чтение в лицах.

5) стихотворение / лирическое произведение

В центре — переживания, настроения, ощущения.

В литературоведении различают две системы художественного строения речи — прозаическую и стихотворную. Стихотворной речи присущи несколько признаков:

1. Ритм, который характеризуется повторяющимися элементами, чередованием ударных и безударных слогов в строке;

2. Рифма — созвучие концов стихотворных строк (за исключением белых стихов, для которых рифма нехарактерна);

3. Эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной системе.

Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т. е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений - образы-персонажи. Это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью и обусловливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа.

Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части, составление плана, чтение в лицах.

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви, красоте и т. п. учетом жизненных обстоятельств, вызвавших те или иные переживания у поэта, в литературоведении лирика подразделяется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и т. п. В начальной школе дети знакомятся главным образом с пейзажной и социально-политической лирикой.

Необходимо отметить условия, влияющие на полноценность восприятия учащимися пейзажной лирики.

- наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных
авторским или приближающихся к ним;

- развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и чувствам в процессе целенаправленной работы над обогащением соответствующей лексики учащихся, выражающей состояние и настроение персонажа (радость, страх, печаль, грусть, гордость; спокойно, взволнованно, торжественно);

- формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения.

При подготовке к чтению стихов о природе учитель определяет место и время проведения экскурсии, тщательно
отбирает репродукции картин художников, музыкальные произведения, созвучные стихам, а также видеоматериалы, просмотр которых обогатит жизненные впечатления школьников. Особенно внимательно отбирается биографический материал о писателе, так как школьники должны понять причины возникновения у автора тех чувств и переживаний, которые изображены в данном лирическом стихотворении.

Прослушивание музыки является очень эффективным приёмом подготовки, так как создает настроение, адекватное авторскому, и способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения.

Использование произведений живописи перед чтением стихотворения о природе не всегда целесообразно: это может затруднить восприятие стихотворения, поскольку словесный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный. Показ картины до чтения стихотворения используется лишь в том случае, если они полностью соответствуют друг другу, что встречается довольно редко.

Работа над пейзажным стихотворением проводится по той же схеме, что и над любым художественным произведением: первичный синтез, анализ, переход к синтезу более высокого качества (более сложному обобщению). Следует помнить, что предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц.

После первичного восприятия стихотворения учащиеся выделяют составные части образа с помощью вопросов:

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

- Какой вы представили себе березку, птичку и т. п.)?

После чтения стихотворения детьми на этапе анализа учитель предлагает рассказать, какие картины они «видели», читая отдельные части, строчки (приём словесного рисования, который заключается в том, что учащиеся рисуют вербальную картину, созданную их воображением на основе слов автора). Перечитывание с новой читательской целью является обязательным компонентом такого урока, что побуждает школьников к лексико-стилистическому анализу стихотвонения.

В процессе анализа поэтического текста школьники учатся читать выразительно, передавая авторское отношение к изображённому. Работа над стихотворением обычно заканчивается выразительным чтением всего текста.

Социально-политическая лирика также передает авторское отношение к окружающему его миру. В процессе анализа таких стихотворений выясняется, как, с помощью каких изобразительных средств автор описал то или иное событие, какими словами выразил свои чувства, к чему он призывает в стихотворении. Учащиеся определяют тему и главную мысль стихотворения, учатся читать выразительно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: