Цель: Определитьформу общения ребёнка со взрослыми
Подготовка к исследованию: подобрать игрушки для организации игры; книги познавательного характера (о зверях, машинах и пр.) с картинками в соответствии с возрастом детей; составить вопросы для беседы с ребенком на личные темы.
Проведение исследования:
На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел сделать:
поиграть с игрушками;
почитать книжки;
поговорить со взрослым.
Для исключения случайных результатов эксперимент проводится 3 раза.
Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена – не более 20 мин.
В протоколе фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.
Показатель Выбор ситуации | Основной объект внимания в первую минуту эксперимента | Особенности поведения | Речевые Высказывания ребенка |
поиграть с игрушками | |||
почитать книжки | |||
поговорить со взрослым |
Во всех трёх ситуациях взрослый должен быть доброжелателен к ребенку, высказывать готовность прийти на помощь, общаться с ним, не выдвигать никаких требований по ходу действий, никак не оценивать поведение ребенка.
|
|
Оценка результатов:
Выявляют, какая форма общения сформирована у ребенка.
При выборе
- совместной со взрослым игры с игрушками – ситуативно-деловое общение;
- чтения книг познавательного содержания – внеситуативно-познавательная форма общения,
- беседы на личностные темы – внеситуативно-личностная форма общения.
Анализ выполненного задания оформляется в дневнике