1. Проследить целенаправленность деятельности ребенка: наличие интереса,увлеченность процессом изображения (мимика, реплики; количество идлительность отвлечения; целенаправленный поиск способов изображения,их оценка, коррекция и т. п.). Отметить возрастание (снижение) интереса кмоменту завершения рисунка; факт выполнения (невыполнения) замысла илиполное изменение его, даже изменение темы.
2. Проследить характер развития и воплощения замысла в процессеизображения (отметить, рисует молча, или разговаривает), а именно:
- роль речи в развитии замысла (планирует, констатирует, комментирует,поясняет, оценивает);
- наличие игровых средств в развитии замысла, их характер;
- соотношение игровых, речевых, изобразительных способов развития ивоплощения замысла; отметить, как это сказывается на качестве рисунка —его выразительности, грамотности, оригинальности; сделать предположениео причинах сосуществования разных способов создания образа;
- соответствие изобразительных средств замыслу; легкость их нахождения ииспользования (или, наоборот, затруднение);
- технику рисования (лепки): смелость, легкость, уверенность действий илиробость, неуверенность; разнообразие технических приемов;самостоятельность применения известных способов действия илиинициативный поиск новых действий и т. п.
3. Заметить и охарактеризовать состояние ребенка в процессе изображения: «входит» в образ, видит его «живым», чувствует себя участником изображаемых событий. Как это проявляется?
Отметить, проявляются ли детские чувства и каким образом; каков их характер (качество и сила проявления); чем они вызваны (выявляют отношение ребенка к содержанию образа или его эстетическую оценку, оценку степени успешности воплощения задуманного и т. п.).
По возможности объяснить то или иное поведение ребенка.
Окончание изображения
Отметить отношение ребенка к конечному результату: он недоволен,равнодушен или любуется, бережно относится, вслух комментирует,обыгрывает; пытается ли привлечь внимание других людей к своей работе;предназначает, дарит кому-то рисунок, собирается взять домой илииспользовать в детском саду в другой деятельности.
Отметить качество рисунка (поделки): выразительность, оригинальность,грамотность исполнения.
Исходя из текущего анализа процесса изображения, спроектировать иреализовать содержание разговора с ребенком по поводу его рисунка.
Примерные вопросы к ребенку по поводу его рисунка:
Нравится ли тебе твой рисунок? Что тебе нравится в нем?
Удалось ли тебе нарисовать все, что ты хотел?
Что не получилось? Почему? Что (как) надо было сделать?
Как ты думаешь, понравится твой рисунок ребятам (маме, бабушке,воспитателю)?
Подобный разговор с ребенком позволит в какой то степени определить уровень самооценки и притязаний ребенка, отношение к деятельности, к окружающим людям, осознание своего положения в сообществе детей и взрослых.
Важно отметить, объективна ли самооценка ребенка (соответствует ли его результату); отмечает ли он только достоинства или видит и недостатки; аргументирует ли свое мнение; детальна ли оценка ребенка или носит общий характер.
В конце беседы нужно сделать общие педагогические выводы.