Проанализируйте задачи руководства музыкально-дидактическими играми для данной возрастной группы (по программе «От рождения до школы»).На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за организацией воспитателем музыкально-дидактических игр и их самостоятельными играми.
Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже вопросам.
Все обращения воспитателя к детям и их ответы по возможности впишите в протокол в прямой речи. Более детально проведите наблюдение за 1 – 2 детьми, как можно подробнее фиксируя все их проявления, реакцию на действия и речь воспитателя и сверстников.
Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.
Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):
Дата, время наблюдения: ____________________________________________
Возрастная группа: _________________________________________________
Количество привлекаемых к игре детей: _______________________________
|
|
Виды музыкально-дидактических игр, организованных педагогом: ________
__________________________________________________________________
Виды музыкально-дидактических игр, организованных детьми: ____________
__________________________________________________________________
Структурная часть | Действия и речь педагога | Действия и речь детей | Примечания |
Внесение игры | |||
Рассматривание игрового материала | |||
Постановка игровой задачи | |||
Объяснение игровых действий и правил игры | |||
Предоставление пробного хода | |||
Характер участия воспитателя в игре | |||
Оценка результатов игры |
Вопросы для анализа организации музыкально-дидактическихигр:
1. Определите соответствие тематики музыкально-дидактических игр возрасту детей и их разнообразие;
2. Определите соответствие поставленных педагогом задач программным требованиям к музыкально-игровой деятельности;
3. Укажите разнообразие организуемых видов музыкально-дидактических игр, разнообразие их тематики:
а. какие игры организованы до завтрака, после занятий (в вечернее время), их продолжительность;
б. использование музыкально-дидактических игр на прогулке, их тематика;
в. в какие виды музыкально-дидактических игр дети играют самостоятельно, сколько детей принимает участие в одной игре;
г. фактическое время, отпущенное для музыкально-дидактических игр детей в период наблюдения, его соответствие режимным требованиям.
4. Оцените значение приемов руководства музыкально-дидактическимииграмивоспитателем:
а. как организовано внесение или предложение игры воспитателем (вопросы к детям, сюрпризный момент, создание предметной обстановки), соответствует ли он опыту детей;
|
|
б. как организовано ознакомление детей с материалом игры;
в. какие приемы используются при постановке игровой задачи, объяснении игровых действий и правил игры;
г. какие приемы используются для организации игрового пространства, подготовки и распределения материала игры;
д. какую роль в процессе музыкально-дидактической игры выполняет воспитатель;
е. какие приемы используются для подведения итогов игры, создания установки на дальнейшее развитие музыкально-дидактических игр;
ж. какие приемы используются для руководства самостоятельными музыкально-дидактическими играми детей (советы по выбору игр, партнеров по игре, помощь в создании игровой обстановки, определении ведущего и т.п.);
5. Оцените воспитание детей в процессе музыкально-дидактической игры:
a. насколько педагогически оправдано участие воспитателя в игре;
b. какие качества стимулируются у дошкольников в игре и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним (предотвращает либо разрешает конфликты);
c. приемы включения в игру робких и застенчивых детей, способы оказания помощи в преодолении нерешительности;
d. насколько приемы руководства педагога способствуют решению поставленных задач музыкально-игровой деятельности и воспитанию положительных качеств личности детей.
По результатам анализа составьте описание состояния организации музыкально-дидактических игр в данной группе, отметьте положительные стороны работы, ее недостатки. Определите направления коррекции и улучшения работы, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.