Ознакомьтесь с характеристикой трудовых умений и навыков детей данной возрастной группы[2]. На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за трудовой деятельностью 2 – 3 детей (в разных видах труда).
В случае, если дети не проявляют трудовой инициативы, предложите им поухаживать за растениями, навести порядок в игровом уголке. По необходимости помогите детям в организации данного процесса.
Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже показателям и определите уровень сформированности у детей трудовых умений и навыков. В протоколе необходимо отразить все выполняемые детьми действия и высказывания.
Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.
Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):
Дата, время наблюдения: ____________________________________________
Возрастная группа: _________________________________________________
Виды труда: _______________________________________________________
|
|
__________________________________________________________________
Имя ребенка | Объем способов действий | Качество способов действий | Приме-чания | |||
Выполняемые действия и их количество | Последова-тельность действий | Точность выполнения движений | Техника выполнения операций | Самостоя-тельность выполнения действий | ||
Показатели для анализа сформированности у детей трудовых умений и навыков:
1. Определите объем сформированных у детей трудовых умений и навыков. Для этого подсчитайте количество выполняемых детьми трудовых действий в каждом виде труда;
2. Определите качество способов трудовых действий. Для этого оцените:
а. Последовательность действий. Она выражается в поочередном совершении операций, составляющих действие. Например, в стирке мелких изделий: готовится необходимое оборудование, разбираются цветные и белые изделия, стираются в мыльной воде (смачиваются, натираются мылом, растираются в руках, периодически смачиваясь), отжимаются, ополаскиваются в чистой воде, отжимаются, отряхиваются, развешиваются для просушки; убирается оборудование.
б. Точность действий, предполагающая координацию руки и глаза ребенка во время совершения операций и действия в целом, умеренность их амплитуды, достижение определенного итога. Например, в стирке – равномерность намыливания, растирания пены, выполаскивание всего мыла, отжимание выкручивающим движением (от себя или на себя), хват двумя руками при встряхивании, сгиб изделия пополам при вывешивании на просушку.
|
|
в. Технику операций, которая определяется характером движений руки и пальцев ребенка: плавные, слитные, без мельтешения и лишних движений, экономичные, целенаправленные, уверенные.
г. Самостоятельность действий ребенка, определяющуюся проявлением инициативы в бытовой или трудовой деятельности; выполнением действий без подсказки и помощи взрослого, использованием инвентаря в процессе трудовых операций.
3. Соотнесите полученные данные с моделью уровней сформированности трудовых умений и навыков и сделайте вывод об уровне сформированности трудовых умений у обследуемых детей.
На высоком уровне ребенок владеет трудовыми действиями. Совершает действия в логической последовательности, не меняя операции местами. Все операции совершает точно, координирует движения руки и глаза, движения экономичны, плавны; не отслеживает каждого мелкого движения пальцев рук. Самостоятельно (или с минимальной подсказкой взрослого) определяет потребность в труде, пользуется инвентарем, готовит его для последующей работы, убирает на место.
На среднем уровне владеет до 80% действий в различных видах труда (см. «Программу воспитания и обучения в детском саду»). В целом последовательность операций не нарушена, могут меняться местами 1 – 2 операции, но их выпадения не происходит. Некоторые малосущественные операции может производить неточно, увлекается процессом без контроля результата. Совершает некоторое количество лишних движений при выполнении трудовых операций. Потребность в наведении порядка, поддержании чистоты помещения и самого себя самостоятельно не определяет, но активно включается в деятельность по предложению и подсказке взрослого; в совершении операций опирается на подсказку взрослого или ориентируется на действия другого ребенка.
На низком уровне владеет приблизительно 40% действий в труде. Последовательность операций зачастую нарушена, ребенок может менять местами 4 - 5 операций, пропустить даже существенные операции и не вернуться к их выполнению. Операции производит неточно, старается быстрее достичь результата с потерей его качества. Совершает множество лишних движений при выполнении трудовых операций, движения рук резкие, отрывистые. Потребность в наведении порядка, поддержании чистоты самостоятельно не определяет, включается в деятельность по предложению и подсказке взрослого; в совершении операций опирается на подсказку и прямое руководство взрослого; может отказываться выполнить то или иное трудовое действие с мотивировкой «не знаю как, не умею делать».
По результатам анализа составьте описание сформированности трудовых умений и навыков, отметьте положительные стороны, недостатки. Определите направления коррекции и улучшения положения, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.