Методические указания. Темы докладов и рефератов

Темы докладов и рефератов

 

1. Зачем людям нужна история?

2. Фатализм и история. Что Вы думаете о пророческом даре Нострдамуса?

3. Идея прогресса и истории.

4. Христианская интерпретация исторических фактов.

5. Всемирно-историческая концепция исторического развития.

6. Цивилизационный подход к изучению исторического процесса.

7. Особенности исторического пути России.

8. «Повесть временных лет» – первый письменный источник по отечественной истории.

9. Дворянская историография XVIII – нач. XIX вв. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин.

10. Борьба М.В.Ломоносова с норманнизмом.

11. С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, Н.Я.Данилевский об «историческом лике» России.

12. Историческая концепция Л.Н.Гумилева.

13. Развитие и функционирование советской исторической школы.

 

Библиографический список

 

Актуальные проблемы теории истории. Материалы «круглого стола» (январь 1994 года) // Вопросы истории. 1994, № 6.

Ахиезер А.С. Самобытность России как научная проблема // Отечественная история. 1994, № 4-5, с. 3-45.

Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. – 173 с.

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. - М.: Наука, 1973. – 254 с.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1989.

Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991, № 2-3.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Егоров В.К. История в нашей жизни. М., 1990.

Мир и Россия: основные тенденции истории: Учеб.пос. Воронеж: ВГТУ, 1999. 285 с

Михайлова Н.В. Познание истории: ключ к прошлому, настоящему, будущему. Учеб. пос. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана. 1999. 216 с.

Пашинский В. Цикличность в истории России // Полис. 1994, № 4, с. 111-124.

Плотников Ю. Формационная и цивилизационная триады // Свободная мысль. 1998, № 3, с. 103-113.

Проблемы исторического познания. М.: Наука. 1999. С. 6-24.

Савельева И.М., Полетаев А.В. История как теоретическое знание // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 3. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 15-34.

Сравнительное изучение цивилизаций мира (Междисциплинарный подход). – М.: ИВИ РАН, 2000.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. 731 с.

Хвостова К.К. К вопросу об историческом познании // Новая и новейшая история. 1993, № 3.

Чернобаев А.А. Историки России: Кто есть кто в изучении отечественной истории. Библиографический словарь. - Саратов: Изд. Центр СГСЭУ, Летопись. 1998. - 440 с.

Шикман А.П.Открытие истории. - М.: Москва, 2000. - 62 с.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

 

 

Методические указания

 

1. История как наука и объект изучения. При подготовке к первому вопросу

обратите внимание, что слово «история» заимствовано из греческого языка, где так называлось повествование о событиях.

Долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. Представление о том, что такое история и чем она должна заниматься, исторически видоизменялось.

Обратите внимание на то, что определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.

Какие вам известны определения предмета исторической науки? Что говорят по этому поводу историки, стоящие на материалистических позициях, и историки-идеалисты?

История – это наука, изучающая закономерности развития общества, связанные с деятельностью людей, во всей его конкретности и многообразии, или объектом изучения истории является человек?

Зачем люди хранят историческую память? Может быть, вполне можно жить только настоящим, не заглядывая в прошлое?

Отвечая на эти вопросы, назовите и объясните основные функции истории: познавательную, воспитательную, мировоззренческую.

Также необходимо иметь в виду, что на каких бы мировоззренческих позициях не находились ученые-историки, все они используют в своих исследованиях основные категории исторической науки: историческое пространство, историческое время, единство и многообразие исторического процесса, человек и общество. Покажите ваше понимание основных исторических категорий. Далее обратите внимание на то, что историческая наука имеет дело с фактами, которые составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции.

Сами по себе «голые факты» как «фрагменты действительности» могут ничего не говорить читателю, только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Таким образом, между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки.

Не означает ли такое наличие различных интерпретаций исторических фактов, что исторической истины нет или их несколько? Покажите свое понимание данной проблемы. И, наконец, историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным, а в большинстве случаев, единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник (источник).

Какие группы исторических источников вам известны? Дайте характеристику каждой группе.

 

2. Роль исторического знания в общественном развитии. При подготовке данного вопроса необходимо уяснить, что понятия историческое знание, историческое сознание, историческая память во многом индентичны, что иногда вызвает определенные трудности при раскрытии сущности каждого из названных понятий. Поэтому можно ограничиться таким обобщающим определением – это совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии, присущем и характерном как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных групп, а также отдельных людей. Раскрывая формы и функции исторического знания, необходимо пояснить, что историческое знание (и сознание тоже) охватывает и важные, и случайные события, «впитывает» в себя как систематизированную информацию (в основном через систему образования, в первую очередь исторического), так и неупорядоченную (через средства массовой информации, литературу), ориентация на которую определяется интересами каждой конкретной личности. Историческое знание, как и историческая память представляет собой как бы определенным образом сфокусированное сознание, которое отражает особую значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим. Иными словами это выражение процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, государства для возможного его использования в настоящей и будущей деятельности людей. Подтвердите, что историческое сознание, историческая память не только актуализированы, но избирательны – они нередко делают акценты на отдельные исторические события, игнорируя другие. Необходимо понять, что актуализация и избирательность связаны в первую очередь со значимостью исторического знания и исторического опыта для современности, для происходящих в настоящее время событий и процессов и возможного их влияния на будущее. В заключение рассмотрения вопроса сделайте вывод о том, что историческое знание, как одна из категорий духовной деятельности людей, видоизменяясь и совершенствуясь со временем, всегда было присуще Homo sapiens, что выделяет его из мира живой природы.

 

3. Основные концепции (интерпретации) исторического процесса. «Формационный» и «цивилизационный» методы исторического процесса. Серьезные расхождения между учеными различных концепций касаются не только определения предмета истории, но и объяснения исторического процесса.

Готовясь к третьему вопросу, вы должны четко представлять себе, что специфическим моментом исторической науки является ее зависимость от идеологической ситуации в обществе. А это рождает сомнение в возможности объективного, не зависящего от политической конъюктуры исторического знания.

В этой связи необходимо уяснить себе основные принципы изучения истории, такие, как принцип историзма, принцип научности и объективности.

Наличие различных подходов к изучению истории объясняет возникновение многочисленных интерпретаций исторического процесса. Дайте характеристику христианской интерпретации. Остановитесь подробно на концепции К.Маркса и покажите свое понимание формационного подхода к изучению истории. В основу культурно-исторической интерпретации легла идея локальных цивилизаций. В чем суть этой идеи? В работах каких историков эта теория получила относительно законченную разработку?

 

4. Российская историческая школа и ее представители. При подготовке к четвертому вопросу начните с первых исторических сочинений, летописей, хронографов, воинских повестей, «житийной» литературы. Дайте характеристку основной концепции этих сочинений, покажите влияние религиозной идеологии на освещение исторического прошлого России.

Далее отметьте, что история как наука зарождается лишь в XVIII веке. По своей идеологии исторические произведения XVIII в. и первой половины XIX в. были памятниками дворянской историографии.

Что вы знаете о концепции В.Н.Татищева и Н.М.Карамзина? В 40-60-е гг. XVIII века большую политическую остроту получил вопрос о возникновении Русского государства. Расскажите о возникновении норманнской теории происхождения Русского государства и борьбе против этой теории М.В.Ломоносова.

Во второй половине XIX в. в связи с кризисом крепостничества развивается буржуазная историография. Крупнейшими представителями историографии этого периода были С.М.Соловьев и В.О.Ключевский. Проанализируйте их концепцию исторического развития России.

Особое место в русской историографии начала XX века занимает М.Н.Покровский. В начале века он встал на позиции марксизма. М.Н.Покровский считается родоначальником советской исторической школы. В чем суть его исторической концепции?

Далее в этом вопросе необходимо остановиться на развитии исторической науки в советский период, дать характеристику исторической концепции Л.Н.Гумилева и закончить объяснением доктрины геополитики.

 

5. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Осообенности исторического развития России. Раскрывая последний вопрос темы, подтвердите, что для многовекового пути, пройденного Россией, характерны общие с другими государствами и народами закономерности, сходные стадии и формы социально-экономического, политического и культурного развития. Они позволяют сопоставить ступени и вехи прошлого России с поступательным движением по пути прогресса всего человечества, показать единство народов разных рас, разных языков и разных континентов.

Необходимо уяснить, что наряду с общими чертами в историческом развитии нашей страны хорошо заметны отличительные особенности, определившие ее своеобразие и связанные с природно-климатическим и географическим фактором, экономическими, политическими, социальными и культурными процессами, этническим и конфессиональным составом населения, психологией человека. Подтвердите, что не зная их, нельзя глубоко понять историю Российского государства, прошлое всех населяющих его народов. Постарайтесь уяснить и запомнить эти специфические особенности, которые заключались в следующем:

- географическое положение страны, занимающей огромные пространства на двух континентах, и позволяющее поэтому иметь всесторонние многовековые тесные связи как с Европой, так и с Азией;

- отдаленность нашего государства длительное время (в течение многих веков) от морей, от выгодных морских и океанских путей, что ограничивало контакты с передовыми центрами человеческой цивилизации; практически всегда страна находилась в стороне от мировых торговых путей;

- в истории России преобладал рост, а не сокращение территории, что имело как положительные, так и отрицательные последствия, в частности слабо развитой сети сухопутных дорог, а также значительные затраты государства на развитие и содержание коммуникационных сетей;

- крайне неравномерная плотность заселения России,особенно в предшествующие столетия, что препятствовало успешному и динамичному развитию многих регионов; это связано в первую очередь с суровыми природно-климатическими особенностями большинства территориальных зон страны и связанный в связи с этим необычайно короткий цикл сельскохозяйственных работ, требовавший максимального напряжения сил всех работающих в аграрном секторе экономики и дающий очень незначительную отдачу из-за низкой урожайности зерновых культур и слабой продуктивности скотоводства; это отрицательно сказывалось на производстве товарной земледельческой продукции; бедность европейской части территории страны полезными ископаемыми, особенно драгоценными и цветными металлами, порождала длительное время необходимость в их импорте;

- становление государственности и образование государства у восточных славян происходило значительно позднее, чем у многих народов Европы и Азии, и государство возникло не на базе античной цивилизации, ее отдельные достижения в сфере культуры усваивались лишь опосредованно – через Византию; огромная роль православной церкви в жизни всего государства, особенно в период феодализма;

- открытость границ, огромные пространства, непрестанная борьба с иноземными завоевателями за независимость и выживание – предпосылки для создания в России сильной централизованной власти, системы деспотического управления азиатского типа; прочность монархических настроений населения вплоть до начала ХХ века;

- активное вмешательство государства в экономику, что объясняется отчасти относительно низким объемом совокупного прибавочного продукта общества и созданием жесткой государственной системы вынужденного изъятия у непосредственных производителей значительной части произведенного продукта;

- более позднее оформление системы крепостного права и более поздняя ее отмена; длительное сохранение у восточнославянского мира общинных традиций, коллективистских настроений; замедленный характер становления третьего сословия; позднее зарождение капиталистических отношений в сравнении с передовыми странами Запада;

- необходимость неоднократного проведения кардинальных реформ с целью догнать более развитые страны мира.

 

Семинар 2

 

Тема: Древнерусское государство. Основные этапы станов-

ления государственности у восточных славян.

 

План

1. Историки о возникновении государства у восточных славян.

2. Основные этапы становления и развития Древнерусского государства. Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси в IX-XII вв.

3. Древнерусское государство и Византия: характер взаимоотношений.

4. Принятие христианства. Контакты с исламским миром. Культура Киевской Руси

5. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Политическая раздробленность Киевской Руси.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: