Статья отчета о совокупном доходе | Сумма, тыс. долл. |
Валовая прибыль | |
Доходы от ассоциированных компаний | |
Обесценение инвестиции | (2) |
Прибыль до налогообложения | |
Налог на прибыль | |
Прибыль за период |
Метод долевого участия не используется для учета инвестиций в ассоциированную компанию в случае, если инвестор является материнской компанией, освобожденной согласно МСФО 27 от составления консолидированной отчетности. В этом случае инвестиции в ассоциированную компанию отражаются в балансе инвестора отдельной строкой по фактическим затратам.
Инвестору следует прекратить применение метода долевого участия в случае, если:
• он перестает оказывать значительное влияние на ассоции
рованную компанию, но сохраняет частично или полностью
свои инвестиции;
• ассоциированная компания начинает действовать в условиях
строгих долгосрочных ограничений, значительно сокращаю
щих ее возможности по начислению дивидендов инвестору.
Если осуществленная инвестиция удерживается для ее продажи в течение 12 месяцев, при этом происходит активный поиск покупателя, то сумма инвестированных в зависимое общество средств согласно МСФО (IFRS) 5 «Выбытие внеоборотных активов, удерживаемых для продажи, и прекращаемая деятельность» должна быть признана в отдельной отчетности инвестора.
Раскрытие информации об ассоциированных компаниях. В соответствии с МСФО 28 в пояснениях к консолидированной отчетности необходимо:
• представлять перечень ассоциированных компаний с указа
нием доли участия и доли в общем количестве голосующих
акций;
• приводить описание ассоциированных компаний;
• раскрывать применяемый метод учета.
Российские правила ведения учета. Государственной Думой 7 июля 2010 г. был принят Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» № 208-ФЗ (одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 г.). Разработка Закона была предусмотрена Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина России 1 июля 2004 г. № 180) (далее — Концепция) и Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на 2006—2008 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2006 г. № 793-р). В Концепции определена главная задача консолидированной финансовой отчетности — обеспечение гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов.
Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с российским законодательством.
Под консолидированной финансовой отчетностью подразумевается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменение финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций — группы организаций, составляемой в соответствии с МСФО.
Этот Закон распространяется на кредитные, страховые и иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
В Законе специально отмечается, что консолидированная финансовая отчетность составляется по МСФО. Наряду с ней российские организации формируют отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Консолидированная отчетность составляется на русском языке. Годовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который формируется данная отчетность. Она подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации, и подлежит обязательному аудиту, процедуры которого прописаны в Законе. Аудиторское заключение представляется и публикуется в составе отчетности.
Законом установлен порядок публикации консолидированной отчетности: не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям.
Очевидно, что принятие этого законодательного акта направлено на дальнейшее повышение прозрачности финансовой отчетности групп российских организаций, создание эффективной системы контроля ее качества, полноты и своевременности представления. Принятие Закона способствует формированию инфраструктуры применения МСФО в России.