Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тема 1: Экономическая история как наука.




БЕРЕЗНИКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

 

 

Методическое пособие

к изучению дисциплины для студентов специальности

060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

 

Березники 2002 г.

Составитель: О.А. Кутырева

Рецензенты: В.С. Ковшов, кандидат экономических наук, доцент

Пермского государственного Университета

 

С.П. Демб, кандидат технических наук, доцент Пермского

Государственного технического университета

 

Методическое пособие разработано в соответствии с содержанием государственного образовательного стандарта и отражает содержание курса «Экономическая история» тематику лекций, планы проведения практических занятий, задания для размышления и самопроверки изученного материала, список литературы. Методическое пособие рассмотрено, утверждено и рекомендовано к печати на заседании кафедры экономики Березниковского филиала Пермского государственного технического университета 11 октября 2002 года, протокол № 8.

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном российском обществе существует потребность в выработке нового экономического мышления, переосмыслении исторического опыта. Экономическая история дает пример многовариантности, что позволяет делать выбор среди альтернативных путей развития.

Изучая причины и условия экономического роста, успехи и просчеты в экономической политике, исследуя исторические корни современных экономических проблем, экономическая история помогает решать конкретные экономические задачи, составлять научно обоснованные прогнозы экономического развития отдельных территорий, стран, регионов.

Актуальность изучения экономической истории определяется необходимостью подготовки экономически грамотных специалистов. Реализация современной концепции высшего образования, введение нового государственного образовательного стандарта поможет подготовить специалистов, ориентированных на деятельность как теоретического, так прикладного характера, способных к целостному системному анализу сложных проблем современного общества.

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Тема 1: Экономическая история как наука.

Предмет экономической истории, задачи, методы. Источники и историография. Многообразие подходов к историко-экономическому процессу (формационный, цивилизационный, детерминистский и др.) периодизация. Историко-экономические школы. Функции экономической истории как науки.

 

 

Тема 2: Экономика ранних цивилизаций.

Цивилизации: понятие и структура. Неолитическая революция. Азиатский способ производства в Восточных цивилизациях. Экономическое развитие античных государств. Кризис рабовладельческой системы. Древние цивилизации на территориях России, Япония и Америки. Технический прогресс в древних обществах. Экономическая структура общества.




 

Тема 3: Экономика доиндустриальной цивилизации.

Генезис феодализма в Западной Европе. Византийский путь, итальянская модель, французский путь, мусульманская модель, восточная модель. Экономика феодальной Росси. Технические революции эпохи феодализма.

 

Тема 4: Индустриальная экономика.

Предпосылки становления новой модели: Ренессанс, Реформация, Великие Географические открытия. Промышленный переворот и технологические перевороты индустриального общества. «Революционный» капитализм в Англии и Франции. «Реформистский» путь становления промышленного капитализма: Германия, Россия. «Переселенческий» капитализм в США. «Революционно-реформистский» путь становления промышленного капитализма: Япония. Монополизация. Регулируемый капитализм: либерально-реформистская и тоталитарные модели. Государственный социализм в СССР. Мобилизационная экономика в годы второй мировой войны.

 

 

Тема 5: Экономика постиндустриальной цивилизации.

Интернационализация хозяйственной деятельности. Научно-техническая революция. Интеграция науки и производства. Экономика США в послевоенные годы. Экономическая программа Л. Эрхарда в ФРГ. Экономическая политика «голлизма» во Франции. «Тэтчеризм». Японская модель смешанной экономики. Скандинавская модель. Экономическое развитие СССР. Реформирование экономики России.



 

СЕМИНАРЫ

Тема 1: Основные модели хозяйственного развития в доиндустриальную эпоху.

1. «Азиатский способ производства» и античное хозяйство

2. Феодальная экономика:

- Византия IV- XV вв.

- Аграрная экономика

- Экономические функции городов в средние века

- Экономика феодальной России.

3. Экономические причины и последствия буржуазных революций

Литература:

1. «Всемирная история» в 13 тт. М 1956 – 1977, т. I – III

2. «История древнего Востока», М.: 1988

3. «Экономическая история капиталистических стран» - М.: 1985

4. Винчук Л. «Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима» - М.: 1988

5. Колесницкий М. «Феодальное государство» - М.: 1967

6. Тимошина Т.М. «Экономическая история России» - М.: 1988

Вопросы для повторения и размышления:

1. В чем смысл понятия «осевое время»?

2. Почему труд рабов не играл определяющей роли на Древнем Востоке?

3. В чем причина возникновения ирригационного земледелия?

4. Подтвердите существование в условиях феодального хозяйства «мир-экономики»?

5. Сравните систему внеэкономического принуждения в Западной Европе и на Руси.

6. Каковы экономические последствия муниципальных революций?

Рефераты:

1. Цивилизации: понятие и структура.

2. Античная цивилизация.

3. Развитие хозяйства доколумбовой Америки.

4. Технический прогресс в древних обществах.

5. Мусульманская модель развития доиндустриальной цивилизации.

 





Дата добавления: 2018-01-08; просмотров: 178; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8349 - | 6642 - или читать все...

 

54.243.17.113 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.