СУДОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ПРАКТИКУМ
по выполнению лабораторных работ
для курсантов специальности
26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики,
направления подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
очной и заочной форм обучения
Керчь, 2016 г.
УДК 629.5.064
Составители:
Горбенко А.Н., канд. техн. наук, доцент кафедры судовых энергетических установок ФГБОУ ВО «КГМТУ»
____________
подпись
Попов В.В., преподаватель кафедры судовых энергетических установок ФГБОУ ВО «КГМТУ», судовой механик по ДВС 3 разряда
____________
подпись
Рецензент:
Клименко Н.П., канд. техн. наук, доцент кафедры судовых энергетических установок ФГБОУ ВО «КГМТУ»
____________
подпись
Практикум рассмотрен и одобрен на заседании кафедры судовых энергетических установок ФГБОУ ВО «КГМТУ»,
протокол № 2 от 03.10.2016 г.
Зав. кафедрой СЭУ___________________ Н.П. Клименко
Практикум утвержден и рекомендован к публикации на заседании методической комиссии морского факультета ФГБОУ ВО «КГМТУ»,
|
|
протокол № ___от_________20___ г.
© ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................... | |
1 Лабораторная работа №1. Шестеренный насос. Изучение конструкции, принципа работы, правил запуска и остановки......... | |
2 Лабораторная работа №2. Центробежный насос. Изучение конструкции, принципа работы, правил запуска и остановки......... | |
3 Лабораторная работа №3. Судовой вентилятор. Изучение конструкции, принципа работы, правил запуска и остановки......... | |
4 Лабораторная работа №4. Гидравлическая рулевая машина. Изучение конструкции, принципа работы, правил запуска и остановки............................................................................................... | |
5 Лабораторная работа №5. Сепаратор центробежный СЦ-1,5. Изучение конструкции, принципа работы, правил запуска и остановки............................................................................................... | |
Список литературы.................................................................................... |
ВВЕДЕНИЕ
Судовые вспомогательные механизмы (СВМ) предназначены для обеспечения нормальной технической эксплуатации судовых установок и систем и являются их составной частью. От этих механизмов и систем зависят технико-эксплуатационные качества судна, безопасность его плавания и надежность обслуживания главной энергетической установки.
Данный курс является составной частью специальной подготовки инженеров-электромехаников по эксплуатации судовых энергетических установок (СЭУ), которым в их практической деятельности будет необходимо знание принципов работы, конструкций, расчета, требований и эффективных методов эксплуатации судовых вспомогательных механизмов, установок и систем.
|
|
Цель изучения курса – дать курсанту теоретическую и практическую подготовку для технически грамотной и эффективной эксплуатации современных судовых вспомогательных механизмов, установок и систем, выбора оптимальных режимов их работы в конкретных условиях эксплуатации. Основной задачей при изучении дисциплины является приобретение знаний об особенностях работы энергетического оборудования, механизмов и систем СЭУ морских судов в различных условиях плавания с учётом "СОЛАС-74", требований правил международной конвенции "МАРПОЛ-73/78", правил морского Регистра судоходства России, МК ПДМНВ-78 с поправками и влияния человеческого фактора в системе "оператор – машина – окружающая среда".
Выполнение комплекса лабораторных работ является важной составной частью изучения дисциплины «Судовые вспомогательные механизмы» при подготовке судовых инженеров.
Настоящий лабораторный практикум разработан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по указанным специальностям.
Лабораторные занятия – вид групповых учебных занятий, на которых курсант под руководством преподавателя проводит лично натурные или имитационные эксперименты или исследования для практического подтверждения отдельных теоретических положений учебной дисциплины, овладения методикой экспериментальных исследований и приобретения практического опыта работы с лабораторным оборудованием, измерительной аппаратурой. Цель лабораторной работы – научить курсанта применять на практике полученные знания, самостоятельно осуществлять расчеты и измерения, уметь их систематизировать, овладеть навыками работы с оборудованием и контрольно-измерительными приборами.
Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных учебных лабораториях с использованием оборудования, приспособленного к условиям учебного процесса. Лабораторные занятия включают проведение текущего контроля подготовленности курсантов к конкретному занятию. В завершение курсант оформляет отчет по лабораторной работе и защищает его перед преподавателем. Отчет по лабораторной работе оформляется согласно действующим нормативным требованиям.
Успешное освоение дисциплины базируется на изучении дисциплинах математического и естественнонаучного цикла (математика, физика) и профессионального цикла (судовые энергетические установки, судовые электрические машины).
Дисциплина относится к вариативным дисциплинам профессионального цикла учебного плана. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование набора компетенций в соответствии с ФГОС ВПО.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- вспомогательные механизмы, режимы их работы,
- принцип работы, устройство и режимы эксплуатации судовых вспомогательных механизмов и систем;
- системы управления вспомогательными механизмами, средствами контроля за их работой и правила безопасной эксплуатации согласно МК ПДМНВ-78 с поправками.
- принцип действия и управления, особенности эксплуатации, устранение неполадок или повреждений, меры безопасной работы.
Уметь использовать:
- читать схемы систем с распознанием типовых условных обозначений;
- определять параметры и анализировать эксплуатационные факторы, влияющие на качество рабочих процессов;
- производить анализ факторов, влияющих на величину энергоэкономических показателей работы механизма;
- методы организации технического обслуживания и ремонта судовых вспомогательных механизмов;
|
|
- методы оценки влияния внешних факторов на работу СВМ;
владеть навыками:
- использования чертежей, схем, диаграмм, графиков, номограмм и других профессионально значимых изображений;
- работы с проектно-конструкторской и технологической документацией, технической литературой, техническими отчетами и другими информационными материалами;
- использования и обслуживания судовых вспомогательных механизмов, необходимыми для профессионального развития и грамотной эксплуатации технических средств.
Тематический план лабораторных работ
№ работы | Наименование темы лабораторной работы | Количество часов по формам обучения | |
очная | заочная | ||
Шестеренный насос. Изучение конструкции, принципа работы, правил запуска и остановки. | |||
Центробежный насос. Изучение конструкции, принципа работы, правил запуска и остановки. | |||
Судовой вентилятор. Изучение конструкции, принципа работы, правил запуска и остановки. | |||
Гидравлическая рулевая машина. Изучение конструкции, принципа работы, правил запуска и остановки. | |||
Сепаратор центробежный СЦ-1,5. Изучение конструкции, принципа работы, правил запуска и остановки. | |||
Всего часов по дисциплине |
1 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Тема: «ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС. ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ, ПРИНЦИПА РАБОТЫ, ПРАВИЛ ЗАПУСКА И ОСТАНОВКИ»
Цель работы
Изучение конструкции и принципа работы шестеренного насоса, экспериментальное определение его рабочих характеристик (зависимость основных параметров насоса от режима работы).
Краткие сведения о шестеренных насосах
Шестеренные насосы (ШН) широко применяются в судовых системах и установках для перекачивания вязких жидкостей с подачей до 10 м3/час при давлении до 1 МПа. эти насосы выполняют с внешним и внутренним заполнением. Привод насосов осуществляется непосредственно от ДВС или от электродвигателей. Наибольшее распространение на морских рыбопромысловых судах получили двухроторные нереверсионные шестеренные насосы с внешним зацеплением, общее устройство таких насосов показано на рис. 1.1.
|
|
Действие насоса ясно из поперечного разреза А-А. при вращении шестерен в направлениях, указанных стрелками, в приемной камере Б шестерни выходят из зацепления, объем камеры увеличивается и ней создается разрежение, жидкость поступает в насос, заполняет впадины между зубьями шестерен, которые переносят ее в напорную камеру В. здесь жидкость вытесняется в напорный трубопровод зубьями шестерен, входящими в зацепление. Предотвращение обратного движения жидкости из нагнетательной полости В во всасывающую полость Б обеспечивается малыми зазорами между зубьями и внутренней поверхностью корпуса насоса 35 и втулок 13, 14, 15 (0,02 –0,06 мм).
К преимуществам ШН следует отнести простоту конструкции, малые габариты и массу, простоту в обслуживании, равномерность подачи.
К недостаткам следует отнести отсутствие сухого всасывания, необходимость соблюдения минимальных зазоров в соединениях, повышенные требования к чистоте перекачиваемой жидкости, т. к. даже незначительные примеси вызывают падение производительности насоса и повреждение зубьев зацепления.