При работе с суицидальными деьми и подростками нам необходимо учитывать три рода факторов:
1. Основные факторы риска и стрессовые факторы.
2. Защитные факторы и ресурсы ребенка.
3. Основные источники поддержки.
Основные факторы риска:
• хроническая нищета в семье;
• хронические нарушения в общение в семье;
• отсутствие отца;
• отсутствие устоявшихся правил в семье (чему надо и чему не надо подчиняться);
• недостаток образования матери;
• отсутствие постоянного места работы родителей;
• психическая патология у родителей.
• перинатальные осложнения средней тяжести;
• задержка (отставание) в развитии;
• генетические нарушения;
Факторы-источники стресса:
• потеря человека, который вначале заботился о ребенке;
• рождение младшего брата или сестры в течении двух лет после рождения ребенка;
• серьезное физическое заболевание;
• заболевание родителей, в том числе психическое;
• отставание в умственном развитии брата или сестры, сложности в их обучении;
|
|
• потеря работы одним из родителей;
• изменение места жительства;
• переход из одной школы в другую;
• развод родителей;
(В последние 12-15 лет в Америке сильно увеличился процент разводов.)
• создание новой семьи и появление мачехи или отчима;
(У нас есть семьи, когда у мамы свои дети, у папы свои, а потом у них появляются еще общие.)
• брат или сестра уезжают надолго из дома или умирают;
• переход из одного воспитательного дома в другой;
• беременность девочек-подростков.
Защитные факторы и ресурсы:
• сильная нервная система;
• ребенок является первым ребенком в семье;
• высокая активность (но не гиперактивность);
• доброжелательное отношение к окружающим;
(Это важно, потому что таких детей тоже хочется любить. Я знаю детей, которых взяли на воспитание другие семьи. И это было источником выживания для этих детей: они просто бросались к этим людям, проявляя свою доброжелательность.
Темперамент ребенка также влияет на взаимодействия в семье. В темпераменте есть то, с чем мы можем работать и что мы можем изменить, но есть и те вещи, которые заложены от природы. У темпераментных детей позитивная социальная ориентация, они легко заводят друзей. У многих детей нет социальных навыков, но их можно обучить. Надо помочь им находить друзей и расширять круг своих знакомств.)
• автономность, самодостаточность и умение помочь самому себе;
• соответствующие возрасту навыки сензитивности и навыки общения;
(И этому тоже можно научить.)
• развитое произвольное внимание и навыки самоконтроля;
• интересы, увлечения, хобби;
• желание улучшить себя.
|
|
(Иногда мы должны поддерживать и усиливать это желание, если его не достаточно у ребенка.)
Источники поддержки можно найти в семье и терапии.
Прежде всего это — окружение, которое проявляет заботу о ребенке.
Дети получают достаточно внимания когда в семье четыре или меньше детей, которые рождаются с интервалом больше чем через два года. Большое внимание уделяется ребенку в первый год его развития. Хорошо, когда кроме матери и отца есть еще другие люди, заботящиеся о ребенке. В Америке сейчас идет такой процесс, когда семьи разъезжаются и живут далеко друг от друга (взрослые дети уезжают от родителей), и нет рядом бабушки или дедушки. Поэтому надо найти кого-то, кто бы мог помочь, например, няню или сиделку. И тогда отношения становятся более стабильными.
Очень важен некоторый определенный заведенный порядок в доме. Кажется, что легко установить правила, но если они не поддерживаются постоянно, то могут возникнуть проблемы. Когда я занимаюсь терапией с родителями, я часто задаю вопрос: "Какие правила существуют в семье, и как Вы их поддерживаете?" А потом я спрашиваю каждого родителя, как другой поддерживает эти правила, потому что сам родитель считает, что он ввел правило и поддерживает его, но другой родитель может этого не видеть и относиться к этому по-другому.
Другой источник поддержки это близкие друзья. Дети могут получить оценку от своих сверстников.
Хорошо также, когда у детей есть возможность контактировать с другими семьями. Эти семьи могут быть более здоровыми, чем их собственные.