Негативные и позитивные факторы в жизни ребенка

При работе с суицидальными деьми и подростками нам необходимо учитывать три рода факторов:

1. Основные факторы риска и стрессовые факторы.

2. Защитные факторы и ресурсы ребенка.

3. Основные источники поддержки.

Основные факторы риска:

• хроническая нищета в семье;

• хронические нарушения в общение в семье;

• отсутствие отца;

• отсутствие устоявшихся правил в семье (чему надо и чему не надо подчиняться);

• недостаток образования матери;

• отсутствие постоянного места работы родителей;

• психическая патология у родителей.

• перинатальные осложнения средней тяжести;

• задержка (отставание) в развитии;

• генетические нарушения;

Факторы-источники стресса:

• потеря человека, который вначале заботился о ребенке;

• рождение младшего брата или сестры в течении двух лет после рождения ребенка;

• серьезное физическое заболевание;

• заболевание родителей, в том числе психическое;

• отставание в умственном развитии брата или сестры, сложности в их обучении;

• потеря работы одним из родителей;

• изменение места жительства;

• переход из одной школы в другую;

• развод родителей;

(В последние 12-15 лет в Америке сильно увеличился процент разводов.)

• создание новой семьи и появление мачехи или отчима;

(У нас есть семьи, когда у мамы свои дети, у папы свои, а потом у них появляются еще общие.)

• брат или сестра уезжают надолго из дома или умирают;

• переход из одного воспитательного дома в другой;

• беременность девочек-подростков.

Защитные факторы и ресурсы:

• сильная нервная система;

• ребенок является первым ребенком в семье;

• высокая активность (но не гиперактивность);

• доброжелательное отношение к окружающим;

(Это важно, потому что таких детей тоже хочется любить. Я знаю детей, которых взяли на воспитание другие семьи. И это было источником выживания для этих детей: они просто бросались к этим людям, проявляя свою доброжелательность.

Темперамент ребенка также влияет на взаимодействия в семье. В темпераменте есть то, с чем мы можем работать и что мы можем изменить, но есть и те вещи, которые заложены от природы. У темпераментных детей позитивная социальная ориентация, они легко заводят друзей. У многих детей нет социальных навыков, но их можно обучить. Надо помочь им находить друзей и расширять круг своих знакомств.)

• автономность, самодостаточность и умение помочь самому себе;

• соответствующие возрасту навыки сензитивности и навыки общения;

(И этому тоже можно научить.)

• развитое произвольное внимание и навыки самоконтроля;

• интересы, увлечения, хобби;

• желание улучшить себя.

(Иногда мы должны поддерживать и усиливать это желание, если его не достаточно у ребенка.)

Источники поддержки можно найти в семье и терапии.

Прежде всего это — окружение, которое проявляет заботу о ребенке.

Дети получают достаточно внимания когда в семье четыре или меньше детей, которые рождаются с интервалом больше чем через два года. Большое внимание уделяется ребенку в первый год его развития. Хорошо, когда кроме матери и отца есть еще другие люди, заботящиеся о ребенке. В Америке сейчас идет такой процесс, когда семьи разъезжаются и живут далеко друг от друга (взрослые дети уезжают от родителей), и нет рядом бабушки или дедушки. Поэтому надо найти кого-то, кто бы мог помочь, например, няню или сиделку. И тогда отношения становятся более стабильными.

Очень важен некоторый определенный заведенный порядок в доме. Кажется, что легко установить правила, но если они не поддерживаются постоянно, то могут возникнуть проблемы. Когда я занимаюсь терапией с родителями, я часто задаю вопрос: "Какие правила существуют в семье, и как Вы их поддерживаете?" А потом я спрашиваю каждого родителя, как другой поддерживает эти правила, потому что сам родитель считает, что он ввел правило и поддерживает его, но другой родитель может этого не видеть и относиться к этому по-другому.

Другой источник поддержки это близкие друзья. Дети могут получить оценку от своих сверстников.

Хорошо также, когда у детей есть возможность контактировать с другими семьями. Эти семьи могут быть более здоровыми, чем их собственные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: