Примеры компенсации негативных факторов

Сначала я хочу рассказать об одном 50-летнем ученом.

Его отец был старше его матери на 16 лет, он либо целыми днями работал, либо приходил домой очень поздно; он занимался физическим трудом и очень критически относился к детям.

Его мать была родом из бедной семьи, где кроме нее была еще сестра. У нее было мало уверенности в себе. Поэтому в эмоциональном плане родителям было нечего дать своим детям.

Этот человек был старшим из трех детей. Но они были близкими друг другу. Если мы оценим наличие стрессовых факторов, то увидим, что брак распался после двух лет со времени его заключения, болезнь отца, алкоголизм, постоянные ссоры родителей.

В жизни каждого человека есть стрессы, но важно найти баланс. Чем больше стресс, тем больше мы стараемся выработать поддерживающих факторов. Этот человек никогда не получал никакой помощи, но у него было много защитных факторов: он был первым ребенком в семье, ему досталось больше внимания, чем другим детям; у него была высокая активность; он был доброжелательным к людям; очень рано научился быть независимым. Когда я говорю, что он был независимым, я имею в виду то, что он научился вести себя независимо, оставаясь в семье. Он интуитивно чувствовал состояние отца и знал, когда к нему лучше не подходить. Он хорошо учился в школе. Хорошо это не значит, что он был талантливый, он просто был хорошим учеником, и ему очень хотелось стать еще лучше.

Как же ему удалось достичь таких высот в такой дисфункциональной семье? У него было два очень близких друга. У одного из друзей была очень хорошая семья, где этот человек проводил много времени.

Он также занимался спортом. В разные времена года можно заниматься разными видами спорта, для чего можно вступить в спортивный клуб: осенью волейбол, зимой баскетбол, весной бейсбол, а летом плавание, прыжки с вышки. Даже если у ребенка нет родителей, которые заняты спортом сами, за достаточно небольшую плату можно отдать ребенка в один из спортивных клубов. И там он учится уважать себя, получает какую-то поддержку. Не во всех видах спорта он был талантлив, но, тем не менее, он получал поддержку тренера.

Уже в раннем возрасте он записался на работу разносить газеты, чтобы получить немножко денег на карманные расходы. А самоуважение тогда и развивается, когда человек что-то делает сам и преуспевает в этом. Затем он сумел поступить в институт.

Вот другой случай, где была оказана терапевтическая компенсация.

Его зовут Джеком. Родители образованные, но в семье до недавнего времени были эмоционально резкие отношения, споры, крики. Теперь в семье уже гораздо спокойнее. Но проблема в том, что часть недели Джек проводит с одним, а другую часть с другим родителем. Он очень сильно отставал в развитии, но не был умственно отсталым. У него были трудности с речью, он поздно начал говорить, и иногда его трудно понять. Отстают и его моторные навыки.

В семье произошло следующее: мама стала чрезмерно заботиться о ребенке, а отец наоборот, встал на противоположную точку зрения. Защитные факторы для этого ребенка: у него высокая активность, но нам надо было научить его иногда снижать эту активность. Он был доброжелательным ребенком, легко общался с окружающими. Он легко шел на контакт, но надо было помочь ему развивать зрительный контакт. Для этого мы просили его хотя бы немножко смотреть на взрослого во время разговора. Если он этого не делал, то я ему напоминала, что он должен смотреть на меня.

Когда у детей отставание в развитии, нужно постепенно развивать его навыки. Делается это так: мы видим какое-то маленькое конкретное действие ребенка в данный момент и за это обязательно награждаем его. Например, это может быть наклейка, которую ребенок может приклеить на видное место. Дети чувствуют гордость, когда видят, сколько они получили этих наклеечек. Но чем лучше у ребенка получается, тем больше взрослый начинает от него требовать.

Говоря о поддерживающих факторах, я уже говорила, что мать не слишком много заботилась о ребенке, но, тем не менее, в первые годы своего существования, он получил нужную долю внимания. Мать отвечала его эмоциональным потребностям, она могла помочь ему выразить свои чувства, потому что он не мог хорошо говорить, а разум то у него был нормальным. И, конечно же, он очень расстраивался тем, что у него не получалось себя выражать. Она ему говорила, что все нормально, что она его хорошо понимает.

Отец был внимательным, но вел себя очень холодно и занимал директивную позицию. Он разработал методичный подход, чтобы научить ребенка некоторым навыкам. Хорошо было то, что он научил его многим видам деятельности. Он водил его в бассейн, научил плавать. Еще у них был старший сын, нормальный во всех отношениях, и он научился плавать быстрее. Тогда отец стал чаще брать с собой своего младшего сына, чтобы он научился плавать быстрее, и чтобы он не чувствовал себя неудачником по сравнению с братом.

В три года они обратились в диагностический центр, чтобы определиться со школой. Его поместили в специальный класс со специальной программой, где были такие же дети, как он. Там с ним проводили речевую, игровую терапию и другие занятия. Со своей стороны, я работала с родителями и учила их выстраивать правильную стратегию поведения дома, так как они по-разному относились к старшему талантливому ребенку и младшему отсталому.

Основной частью терапии было то, что мы оказали родителям поддержку, вселили надежду, что все будет хорошо и все исправится. Мы помогли разбить все поведение этого ребенка на маленькие фрагменты, чтобы по поводу каждого маленького фрагмента его поведения можно было дать оценку и сказать, в чем у него есть успехи.

В целом терапия, которой мы занимаемся, направлена на то, чтобы восстановить силы, уменьшить чувствительность к стрессу, усилить защитные факторы и источники поддержки. Ощущение безнадежности и беспомощности ведет к депрессии, поэтому мы акцентируем внимание на активном подходе. Дети должны чувствовать, что они могут сделать что-то сами со своей жизнью. Даже если им не удается изменить что-то глобально, то даже то немногое, что они могут сделать, дает им ощущение контроля над ситуацией.


Пермский областной центр психолого-педагогической помощи населению

В центре работают психологи, психотерапевты, психиатры, педагоги, специалисты по социальной работе, прошедшие подготовку у профессионалов Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Новосибирска, Новокузнецка, Харькова и других городов России, а также Великобритании, Германии, Австрии, США, Канады.

Основную деятельность центра составляют

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ и СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ,
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ и ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ,
Экстренная психологическая помощь по телефону (060)
ПСИХОДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ,
КОНСУЛЬТАТИВНО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПЕРЕПИСКА,
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ и СЕМИНАРЫ,
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ и ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Специалисты центра пользуются методами современной психотерапии и психологического консультирования: недирективная психотерапия, психоанализ, транзактный анализ, гештальттерапия, НЛП, телесноориентированная психотерапия, психодрама, психосинтез, символдрама и др. Областной центр имеет право на осуществление образовательной деятельности (лицензия № 4040 от 17 июля 2001 г.) и медицинской деятельности (лицензия АБ‑113 от 8 октября 1998 г.)

* 614068, Россия, Пермь, ул. Плеханова, 39.
((3422) 39-82-03, 34-26-04

Мы заинтересованы в Вашем
профессиональном успехе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: