Государственная тайна

Режим государственной тайны регулируется Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». Этот закон определил и урегулировал весь круг вопросов, необходимых для обеспечения порядка и безопасно­сти в этой сфере. В Законе дано определение государственной тайны, на­званы виды сведений, составляющих в современных условиях содержа­ние государственной тайны, порядок засекречивания сведений и их носи­телей, правила и способы защиты государственной тайны.

Государственная тайна – это защищае­мые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В статье 5 закона приводится перечень сведений, составляющих государственную тайну – совокупность категорий. В соответствии с этим перечнем межведомственная комиссия по защите государственной тайне по предложению руководителей органов государственной власти, наделенных соответствующими полномочиями, формирует максимально детализированный перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, который закрепляется Указом Президента РФ (также состоит из категорий). Уже в соответствии с этим перечнем уполномоченные органы государственной власти разрабатывают развернутые перечни конкретных сведений с установлением степени их секретности («секретно», «совершенно секретно» и «особой важности»).

Засекречивание сведений должно осуществляться с соблюдением принципов законности и целесообразности. Руководители государственных органов обосновывают и несут персональную ответственность за целесообразность отнесения сведений к государственной тайне. Не реже чем раз в пять лет перечни должны пересматриваться. Сведения подлежат рассекречиванию при изменении объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая их защита утрачивает целесообразность, либо при взятии на себя Российской Федерацией международных обязательств по обмену такими сведениями.

Важно отметить, что определенные категории сведений не могут быть отнесены к государственной тайне ни при каких обстоятельствах. Они приведены в статье 7 Закона о государственной тайне. В том числе сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности, о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации. Должностные лица, засекречивающие такие сведения, несут ответственность.

Для выполнения трудовых или служебных обязанностей, связанных с необходимостью доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане проходят процедуру допуска к государственной тайне. Допуск к государственной тайне предусматривает добровольное взятие на себя гражданами определенных обязанностей (например, по нераспространению сведений, составляющих государственную тайну) и согласие на частичные временные ограничения их прав, включая право выезда за границу, право на неприкосновенность частной жизни (в период оформления допуска при проведении проверочных мероприятий). Процедура допуска юридических лиц – оформления права предприятий, учреждений и организаций на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну – осуществляется путем получения лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

 

Коммерческая тайна

Коммерческой тайной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» признается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну – сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Аналогично государственной тайне существует перечень сведений, на которых режим коммерческой тайны распространяться не может: сведения, содержащиеся в учредительных документах, в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, безопасности пищевых продуктов и иных негативных факторах; о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, о наличии свободных рабочих мест; о доходах, имуществе, расходах НКО, использовании безвозмездного труда граждан в их деятельности

Режим коммерческой тайны будет считаться установленным при условии принятия обладателем информации (руководителем или собственником предприятия) мер, обладающих признаком разумной достаточности. К таким мерам относятся определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну, ограничение доступа к информации путем установления порядка обращения с ней и контроль за соблюдением такого порядка, учет лиц, получивших доступ к информации, а также лиц, которым такая информация была предоставлена или передана, регулирование отношений по использованию информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров, нанесение на материальные носители информации и включение в состав реквизитов документов грифа «Коммерческая тайна».

Закон «О коммерческой тайне» содержит специальные нормы по поводу трудовых отношений, связанных с использованием коммерческой тайны. Так, работодатель обязан ознакомить работника под расписку с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну и обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, если доступ к этой информации необходим для исполнения данным работником своих трудовых обязанностей. Работодатель обязан ознакомить под расписку работника с установленным режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение, а также создать работнику необходимые условия для соблюдения им режима коммерческой тайны. В свою очередь работник обязан выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны, не разглашать и не использовать в личных целях информацию, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, без их согласия в течение всего срока действия режима коммерческой тайны (в том числе после прекращения действия трудового договора), а также возместить причиненные работодателю убытки в случае разглашения ставшей ему известной в связи с исполнением трудовых обязанностей информации, составляющей коммерческую тайну.

 

Персональные данные

Нормы, касающихся тайны частной жизни, впервые были введены Конституцией РФ 1993 г., провозгласившей право каждого на непри­косновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (см. ч. 1 ст. 23) и право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (см. ч. 2 ст. 23), а также недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (см. ч. 1 ст. 24).

Следует различать понятия «персональные данные» и «тайна частной жизни», которые хотя и являются родственными, но охраняются по-разному. Персональные данные включают любую информацию, относящуюся к физическому лицу (субъекту персональных данных), если эта информация может быть прямо или косвенно соотнесена с ним. Однако закон регулирует только те отношения по поводу персональных данных, которые связаны с их автоматизированной обработкой (или без использования средств автоматизации, но с применением технологий, аналогичных по возможностям сбора, поиска и систематизации). Это связано с тем, что автоматизированная обработка информации создает новые угрозы: опасность утечки персональных данных большого числа субъектов персональных данных, опасность сбора в одном источнике исчерпывающей информации о лице, опасность некорректной работы автоматических алгоритмов принятия решений в отношении субъекта персональных данных, затрагивающих его права и интересы.

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливаются условия при которых допускается обработка персональных данных. Как правило, такая обработка допускается с письменного согласия субъекта персональных данных за исключением особо указанных случаев. Например, когда обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных (если получение его согласия невозможно), для осуществления профессиональной деятельности журналиста, законной деятельности СМИ, творческой деятельности (если не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных), а также если субъект персональных данных предоставил доступ неограниченному кругу лиц к ним, либо сделал общедоступными.

Основным принципом обработки персональных данных является целевая определенность. Она должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями их сбора. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. По достижении целей обработки или при утрате необходимости в их достижении персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию.

Государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными является оператором персональных данных. На оператора персональных данных, осуществляющего их обработку, возлагается ряд обязанностей, в том числе соблюдать законность и целевую определенность при сборе персональных данных, информировать субъекта персональных данных по его запросу (о наличии относящихся к нему персональных данных, о цели их обработки, источниках) а также, за исключением случаев, предусмотренных законом, обеспечить возможность ознакомления с его персональными данными. Оператор обязан не только воздержаться от их распространения и обеспечить режим конфиденциальности, но и принять активные меры по обеспечению их безопасности.

Меры по обеспечению персональных данных включают определение угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, учет машинных носителей персональных данных, Восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним, применение прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: