Вопросы к экзамену зимней экзаменационной сессии. Вопросы к экзамену зимней экзаменационной сессии

Вопросы к экзамену зимней экзаменационной сессии

«История русской музыки»

II курс ОМ

 

1. Древнерусская музыкальная культура XI-XVI вв. Основные направления, периодизация.

2. Древнейший период развития древнерусской церковной музыкальной культуры: знаменный роспев.

3. Центральный период развития древнерусской музыкальной культуры: основные певческие школы и их представители.

4. Русская художественная и музыкальная культура XVII века. Церковное музыкальное искусство и светская музыкальная культура.

5. Партесный хоровой концерт.

6. Русская художественная и музыкальная культура XVIII века: общая характеристика и периодизация.

7. Музыка в России первой половины XVIIII века.

8. Музыкальный театр России XVIII века: иностранцы в России, формирование русского музыкального театра, история возникновения русской оперы.

9. Оперное творчество В. А. Пашкевича.

10. Оперное творчество Е. Фомина.

11. Камерная инструментальная музыка XVIII века.

12. Камерно-вокальная музыка XVIII века. «Российская песня».

13. Хоровая культура XVIII века. Русский духовный хоровой концерт.

 

Список рекомендуемой литературы

Древнерусская музыкальная культура XI-XVI вв. Русская художественная и музыкальная культура XVII века.

·Вагнер Г., Владышевская Т. Искусство Древней Руси. – М., 1996.

·Лихачев Д. Развитие древнерусской литературы X-ХVII вв. – СПб.,1998.

·Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993.

·Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. – М., 1978.

·Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева: Исследование. – Л., 1984.

·Бражников М.В. Русская певческая палеография. – СПб., 2002.

·Николай Дилецкий. Идея грамматики мусикийской / Публ., пер., исслед. И коммент. Вл. Протопопова. – М., 1979. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.7)

·Христофор. Ключ знаменный. 1604 / Публ., пер. М. Бражникова и Г. Никишова; предисл., коммент., исслед. Г. Никишова. – М., 1983. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.9)

·Гусейнова З.М. Фитник Федора Крестьянина / СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова. – СПб., 2001.

·Федор Крестьянин. Стихиры / Публ., расшифровка и исслед. М. Бражникова. – М., 1974. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.3)

·Скребков С. Русская хоровая музыка XVII – начала XVIII века. – М., 1969.

·Келдыш Ю. Ренессансные тенденции в русской музыке XVI века // Теоретические наблюдения над историей музыки. Сб. ст. / Сост. Ю.К. Евдокимова, В.В. Задерацкий. – М., 1978. – С.174-199.

·Орлова Е. О традициях канта в русской музыке // Теоретические наблюдения над историей музыки. Сб. ст. / Сост. Ю.К. Евдокимова, В.В. Задерацкий. – М., 1978. – С.174-199.

·Гиппиус Е. Ростовские колокольные звоны // Музыкальная жизнь. – 1966. - №18.

·Захаров Н. Кремлевские колокола. – М., 1969.

·Ярешко А.С. Русские колокольные звоны: история, стилистика, функциональность в синтезе храмовых искусств. – Саратов, 2005.

·Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. – М.,1983.

·Герасимова-Персидская Н. Русская музыка XVII века – встреча двух эпох. – М., 1994.

·Конотоп А. Русское строчное многоголосие XV-XVII веков. Текстология. Стиль. Культурный контекст. – М., 2005.

Русская художественная и музыкальная культура XVIII века.

·Русская хоровая музыка XVI-XVIII веков: Сб. трудов. Вып.83. / ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1986.

·Русская вокальная лирика XVIII века / Сост., публ., исслед. и коммент. О.Е. Левашовой. – М., 1972. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.1)

·Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский: жизнь и творчество. – М., 1979.

·Рыцарева М. Композитор М.С. Березовский: жизнь и творчество. – Л., 1983.

·Фесечко Т. И.Е. Хандошкин. – Л., 1972.

·Музыка на Полтавскую победу / Сост., публ., исслед. и коммент. В.В. Протопопова. – М., 1973. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.2)

·Пашкевич В.А. Скупой. Опера. Партитура / Публ., вступ. ст. и коммент. Е. Левашова. – М., 1973. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.4)

·Пашкевич В.А. Как поживешь, так и прослывешь, или Санкт-Петербургский гостиный двор. Опера. Партитура /Публ., вступ. ст. и коммент. Е. Левашова. – М., 1980. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.8)

·Фомин Е.И. Ямщики на подставе. Опера. Партитура / Публ. и перел. для ф-но И.М. Ветлицкой. Исслед. Ю.В. Келдыша и И.М. Ветлицкой. – М., 1977. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.6)

·Бортнянский Д.С. Сокол. Опера. Партитура / Публ., ред. текста, пер. с франц., перелож. для ф-но и исслед. А.С. Розанова. – М., 1973. – (Памятники русского музыкального искусства; Вып.5)

·Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. – М., 1965.

·Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура ХVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом: Исследования и материалы. В 2-х т. – М., 1952-1953.

·Музыкальный Петербург. ХVIII век: Энциклопедический словарь. Т.I: кн.1-5. – СПб., 1996-2002.

·Огаркова Н. Церемонии, празднества, музыка русского двора. – СПб., 2004.

·Соколова Л.П. Музыкальный театр в русской усадьбе XVIII – начала XIX века // Русская музыка. Рубежи истории: Материалы международной научной конференции / Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб.51. – М., 2005.

·Максимова А.Е. Музыкальный стиль театрального танца на рубеже XVIII-XIX веков (к проблеме возникновения русского симфонизма) // Русская музыка. Рубежи истории: Материалы международной научной конференции / Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб.51. – М., 2005.

·Лепская Л.А. Театр графа Н.П. Шереметьева и реформа К.В. Глюка // Русская музыка. Рубежи истории: Материалы международной научной конференции / Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб.51. – М., 2005.

 

 

Вопросы к экзамену зимней экзаменационной сессии

«История русской музыки»

III курс ОМ

 

  1. Деятельность и творчество М.А. Балакирева.
  2. Симфоническое творчество М.А. Балакирева.
  3. А.П. Бородин. Характеристика творчества. Особенности стиля и художественного метода композитора.
  4. А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Музыкально-драматургические особенности.
  5. Симфоническое творчество А.П. Бородина. Основные принципы эпического симфонизма. Вторая симфония.
  6. Камерно-вокальное творчество А.П. Бородина.
  7. М.П. Мусоргский. Творческий портрет. Эволюция стиля. Специфика музыкального языка.
  8. М.П. Мусоргский. Эволюция камерно-вокального творчества.
  9. Оперное творчество М.П. Мусоргского. Опера «Борис Годунов». Новаторские черты драматургии.
  10. М.П. Мусоргский. Опера «Хованщина». Особенности музыкальной драматургии.
  11. П.И. Чайковский. Основная проблематика изучения творчества композитора.
  12. П.И. Чайковский. Эволюция симфонического творчества.
  13. П.И. Чайковский. Четвертая симфония.
  14. П.И. Чайковский. Пятая симфония.
  15. П.И. Чайковский. Шестая симфония.
  16. Оперное творчество П.И.Чайковского.
  17. П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин».
  18. П.И. Чайковский. Опера «Пиковая дама».

 

Список рекомендуемой литературы

М.А. Балакирев.

·М.А. Балакирев. Исследования и статьи. – Л., 1961.

·М.А. Балакирев. Воспоминания и письма. – Л., 1962.

·М.А. Балакирев. Летопись жизни и творчества. – Л., 1967.

·Гордеева Е. Композиторы «Могучей кучки». – М.,1986.

·Зайцева Т. Милей Балакирев. Истоки. – СПб., 2000.

·Зайцева Т. М.А. Балакирев и русская опера // Отражения музыкального театра: в 2-х кн. – СПб., 2001.

·Слюсаренко Т. Линии судьбы: О творческих взаимоотношениях М. Балакирева и П. Чайковского // Музыкальная жизнь. – 1993. - №19-20.

А.П.Бородин

·Соллертинский И. Исторические типы симфонизма // Музыкально-исторические этюды. – Л., 1956.

·Сохор А. Бородин: жизнь, деятельность, музыкальное творчество. – Л., 1965.

·Иванов-Эхвет А. К прочтению «Слова о полку Игореве» // Советская музыка. – 1987. – № 5.

·Берков В. Вопросы художественной формы в русской классической опере // Избранные статьи и исследования. – М.,1977.

·Белза И. Вторая «Богатырская» симфония Бородина. – М., 1960.

·Фрадкин В. Особенности содержания, формы и драматургии русского эпического симфонизма // Проблемы музыкальной науки. Вып.4. – М., 1979.

·Васильева С. Проблемы личной духовности в концепции оперы Бородина «Князь Игорь» // Музыкальный театр XIX-XX вв.: вопросы эволюции. Сб. научн. тр. РГК им. С.В. Рахманинова. – Ростов-на-Дону, 1999.

·Левашов Е. Истоки эпического в художественном мышлении Бородина // Мир искусств. Альманах. – М., 1995.

· Бычкова А. Симфонии А.П. Бородина: стабильные и мобильные факторы эпического симфонизма композитора // Композитор и фольклор: взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования. – Воронеж, 2005. – С.162-163.

· Бычкова А. Образно-смысловые константы русской эпической симфонии второй половины XIX в. // Музыкальное искусство в контексте современной культуры: совершенствование концепции образования молодых музыкантов. – Воронеж, 2008. – С.54-61.

М.П.Мусоргский.

·Асафьев Б. Симфонические этюды. – М., 2008.

·М.П. Мусоргский. Статьи и материалы: К 50-летию со дня смерти (1881-1931) / Под ред. Ю. Келдыша и Вас. Яковлева. – М., 1932.

·Мусоргский М.П. Письма. – М., 1984.

·Мусоргский М.П. Письма и документы. – М., Л.,1932.

·Мусоргский М.П. Литературное наследие: Письма. Биографические материалы и документы. – М., 1971.

·Фрид Э. М.П. Мусоргский. Проблемы творчества: Исследование. – Л.,1981.

·Фрид Э. Прошлое настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского. – Л., 1974.

·Ширинян Р. Оперная драматургия Мусоргского. – М., 1981.

·Шлифштейн С. Мусоргский. Художник. Время. Судьба. – М., 1975.

·Наследие М.П. Мусоргского. – М., 1989.

·Головинский Г., Сабинина М. Модест Петрович Мусоргский. – М., 1998.

·Головинский Г. Мусоргский и фольклор. – М., 1994.

·Головинский Г. Мусоргский и Чайковский. Опыт сравнительной характеристики. – М., 2001.

·Дурандина Е.Е. Вокальное творчество Мусоргского. – М., 1985.

·Трембовельский Е.Б. Стиль Мусоргского: лад, гармония, склад. – М., 1999.

·М.П. Мусоргский и музыка ХХ века: Сб. статей / Ред.-сост. Г. Головинский. – М., 1990.

·Протопопов В. Образ Бориса в опере Мусоргского // Избранные исследования и статьи. – М., 1983.

·Сабинина М. К развязке драме совести в «Борисе Годунове» // Музыкальная академия. – 1993. - №1.

·Рахманова М. Мусоргский и его время // Советская музыка. – 1980. - №9-10.

·Рахманова М., Ермолаев М. Новая жизнь «Саламбо» // Советская музыка. – 1989. - №9.

·Рахманова М. Пророчество «неслыханных перемен» // Советская музыка. – 1987. - №12; – 1988. - №1.

·Рахманова М.П. Диалог: Мусоргский и Римский-Корсаков // Русская художественная культура второй половины XIX века: Диалог с эпохой. – М., 1996.

·Головинский Г. М.П. Мусоргский: личность художника и его творческий метод // Мир искусств. Альманах. Вып.4. – СПб., 2000.

·Девуцкий В. О взаимодействии фактурных и фразировочных компонентов вокального сочинения (на примере песен М.П. Мусоргского) // Музыкальная фактура в аспекте стиля и формообразования: Межвуз. сб. науч. тр. – Воронеж, 1992.

·Варунц В. С.П. Дягилев: несостоявшиеся мемуары. Мусоргский «Борис Годунов». Мусоргский «Хованщина» // Музыкальная академия. – 2001. - №3.

·Щербакова Т. «Жизнь, где бы ни сказалась…»: Литургический элемент в творчестве Мусоргского // Музыкальная академия. – 1999. - №2.

·Валькова В. На земле, в небесах и в преисподней // Музыкальная академия. – 1999. - №2.

·Фролов С. «Славления»: интонационно-смысловой комментарий // Музыкальная академия. – 1999. - №4.

·Фролов С.В. «Славления» в опере Мусоргского «Борис Годунов» // Келдышевский сборник: Музыкально-исторические чтения памяти Ю.В. Келдыша. 1997. – М., 1999.

·Тетерина Н. Ветхозаветные мотивы в творчестве М.П. Мусоргского и его хор «Иисус Навин» // Музыка России: от средних веков до современности. Сб. ст. Вып.1. – М., 2004.

·Виноградова А. О хоровых сочинениях М.П. Мусоргского (на примере автографов «Эдипа» и «Поражения Сеннахериба») // Музыка России: от средних веков до современности. Сб. ст. Вып.2. – М., 2004.

·Берченко Р. Композиторская режиссура в операх М.П. Мусоргского // Музыка России: от средних веков до современности. Сб. ст. Вып.2. – М., 2004.

П.И.Чайковский.

·Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное. – Л., 1972.

·Асафьев Б. Симфонические этюды. – М., 2008.

·Чайковский П.И. Избранные письма. – М., 2002.

·Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского (по документам, хранившимся в архиве в Клину): В 3-х т. – М., 1997.

·Тюлин Ю. Произведения Чайковского. – М.,1973.

·Альшванг А. П.И. Чайковский. – М.,1967.

·Протопопов В., Туманина Н. Оперное творчество П.И. Чайковского. – М., 1957.

·Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи. – М.,1971.

·П.И. Чайковский: Вопросы истории и стиля (к 150-летию со дня рождения). Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып.108. – М., 1989.

·П.И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти: Материалы научной конференции / Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. – М., 1995.

·Климовицкий А. Заметки о Шестой симфонии Чайковского (К проблеме:Чайковский на пороге ХХ века) // Проблемы музыкального романтизма: Сб. научн. тр. / ЛГИТМиК. – Л., 1987.

·Климовицкий А. Лейтмотив судьбы Вагнера в 5-й симфонии Чайковского и некоторые проблемы интертекстуальности // Музыкальная академия. – 1998. - №3-4. – Кн.2.

·Климовицкий А. Отзвуки русского сентиментализма в пушкинских операх Чайковского // Музыкальная академия. – 1995. - №1.

·Ганичева Н. «Евгений Онегин» в контексте большого стиля 40-х // Музыкальная академия. – 2001. - №1.

·Раку М. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа // Музыкальная академия. – 1999. - №2.

·Раку М. Миф о Чайковском и власть // Музыкальная академия. – 2001. – №1-2.

·Раку М.Г. Не верьте в искренность пастушки…// Музыкальная академия. – 1993. - №4.

·Сквирская Т.З. О самой петербургской опере П.И. Чайковского // Три века Петербурга: музыкальные страницы: Сб. ст. и тезисы. – СПб., 2003.

·Мазель Л. О 1-й части Шестой симфонии Чайковского // Мазель Л. Вопросы анализа музыки. – М., 1991.

·Прибегина Г. О работе П.И. Чайковского над 6-й симфонией. По материалам рукописей // Из истории русской и советской музыки. Вып.2. – М., 1976.

·Барсова И. «…Самые патетические композиторы европейской музыки»: Чайковский и Малер // Советская музыка. – 1990. - №6.

·Ермолаева Т. Особенности творческого процесса П.И. Чайковского: На материале рукописи симфонии «Манфред» и увертюры-фантазии «Гамлет»: Автореферат дисс. … канд. иск./ ГИИ. – М., 2003.

·Турдатова Е. Образы Данте у Листа и Чайковского // Из истории зарубежной музыки. Вып.3. – М., 1979.

· Дранникова О.О. Тайны мира игры в скерцо симфоний П.И.Чайковского // Болховитиновские чтения – 2007. Культурное пространство России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (16-18 октября 2007 года). – Воронеж, 2007.

· Дранникова О.О. Поздние симфонии П.И.Чайковского: в поисках утраченного смысла… // Музыкальное искусство в контексте современной культуры: совершенствование концепции образования молодых музыкантов / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж, 2008.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: