Основные понятия следственной тактики, их содержание

Центральным понятием криминалистической тактики является понятие тактического приема.

Тактический прием — это наиболее рациональный и эффективный способ действий или наиболее целесообразная линия поведения следователя при подготовке и проведении отдельного следственного действия входе расследования преступлений.

Применение тактических приемов при расследовании преступлений связано со следующими условиями:

а) правомерность тактического приема, т.е. применение только таких приемов, которые не противоречат требованиям закона. Основным нормативным актом, регламентирующим использование тактических приемов, является Уголовно-процессуальный кодекс;

б) научная обоснованность тактического приема, под которой понимается:

§ научность источника его происхождения (результат научной разработки) или средства его проверки (научная проверка рекомендаций практики);

§ соответствие тактического приема современным научным достижениям, современному состоянию криминалистической тактики;

§ возможность предвидения результатов применения данного тактического приема;

в) практическая обоснованность тактического приема, т.е. целесообразность его применения исходя из значимости возможного результата соотносительно с затратой необходимых сил, средств и времени;

г) доступность тактического приема, т.е. возможность его использования любым следователем, дознавателем, судьей с учетом их профессиональных знаний и умений;

д) этичность, нравственность тактического приема, т.е. соответствие применения приема этическим нормам общества, требованиям нравственности.

Тактическая рекомендация — это научно обоснованный и апробированный практикой совет о применении того или иного тактического приема в данной типичной следственной ситуации. Рекомендации бывают:

а) обилие - могут быть использованы любым участником уголовного судопроизводства и в любой ситуации независимо от обстоятельств дела;

б) специальные - могут быть использованы только определенным участником уголовного судопроизводства (следователем, дознавателем и т.п.) или в конкретной ситуации.

Система тактических приемов или следственных действий, проводимых при производстве расследования по уголовному делу, образует тактическую комбинацию (или тактическую операцию).

Тактическое решение — выбор цели и средств воздействия на следственную ситуацию для изменения ее в благоприятную сторону. К таким средствам относятся различные тактические комбинации (операции).

Тактическая комбинация — это определенное сочетание тактических приемов или следственных действий и иных мероприятий, преследующее цель решения конкретной задачи на данном этапе расследования.

Виды тактической комбинации:

§ простая (элементарная) тактическая комбинация — состоит в определенном сочетании тактических приемов в рамках одного следственного действия.

§ сложная тактическая комбинация — состоит в определенном сочетании следственных, оперативно-розыскных действий в рамках одного уголовного дела.

В ходе тактической комбинации применение каждого тактического приема или производство каждого следственного действия проводятся в строго определенной последовательности, поскольку в этой последовательности и заключается замысел комбинации. При этом виды тактических приемов, порядок и последовательность их проведения зависят от конкретной следственной ситуации.

Общей целью проведения тактической комбинации всегда является решение конкретной задачи следствия. Непосредственными целями тактической комбинации могут быть:

§ разрешение конфликтной ситуации;

§ создание условий, необходимых для проведения следственного действия;

§ создание условий, обеспечивающих результативность следственного действия;

§ иные тактические воздействия на следственную ситуацию в целях ее изменения или использования.

153 Общие вопросы взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами

Быстрое и полное раскрытие многих преступлений и решение иных задач расследования, как показывает следственный опыт, обычно невозможно без четко согласованных и совместных действий следователей и оперативно-розыскных работников органов дознания. Весьма важно тактически и методически правильно налаженное их сотрудничество при раскрытии убийств, изнасилований, взяточничества, крупных хищений и краж государственного и иного чужого имущества, иных преступлений в сфере экономики и разбойных нападений. Особенно же такое сотрудничество необходимо при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами.

Совместная деятельность следственных органов и оперативно-розыскных подразделений органов дознания при расследовании преступлений получила в криминалистике и следственной практике название «взаимодействие». Совокупность же приемов и способов такого взаимодействия составляет один из важных элементов тактического и методического арсенала расследования преступлений.

Несмотря на то что в понятийном аппарате уголовно-процессуального закона и Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – закон об ОРД) отсутствует термин «взаимодействие», необходимость согласованных действий следователей и оперативно-розыскных органов МВД, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и др., именуемая в криминалистической теории и практике взаимодействием, вытекает из смысла и содержания этих законов (ст. 3, 109, 118, 119, 127, 196 и 197 УПК, ст. 7 закона об ОРД). Взаимодействие следователей с оперативно-розыскными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законом и законом об ОРД в РФ осуществляется главным образом в процессе предварительного следствия. Однако оно возможно и до возбуждения уголовного дела, и после приостановления предварительного следствия.

Необходимость взаимодействия в процессе предварительного расследования возникает, как правило, тогда, когда после проведения необходимых следственных действий преступление остается нераскрытым или раскрыто не полностью, когда не выявлены или не разысканы все участники преступления, не установлены существенные обстоятельства дела, не проверены важные версии, имеются трудности в отыскании доказательств и проведении отдельных следственных действий.

На стадии возбуждения уголовного дела взаимодействие направлено на получение недостающих для возбуждения дела материалов и их проверку. После приостановления предварительного расследования взаимодействие связано с решением задач по розыску необнаруженного или скрывшегося от следствия преступника.

 

Оперативно-розыскные меры соответствующих служб милиции, безопасности и налоговой полиции в рамках взаимодействия и вне него, носят непроцессуальный, преимущественно поисково-справочный, наблюдательно-обследовательский и разведывательный характер, осуществляются специальными негласными и гласными методами и средствами* и имеют своей целью своевременное обнаружение преступлений и лиц, их совершивших, орудий преступления, похищенного имущества, выявление фактических данных, важных для следственной ориентации в сути происшедшего и его деталях, обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений, а также розыск лиц, совершивших преступления и скрывающихся от органов следствия.

 

*Виды проводимых оперативно-розыскных мероприятий определены законом – см. ст. 6 закона об ОРД.

 

Порядок их производства регламентирован не уголовно-процессуальным законом, а разработанными на основе закона об ОРД ведомственными нормативными актами МВД, ФСБ, налоговой полиции и др. Содержание методов и средств этой специальной деятельности изучается и разрабатывается не криминалистикой, а теорией оперативно-розыскной деятельности. Проведение специальных оперативных мер относится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов. Следователи в силу своего процессуального положения не наделены правом их проведения и участия в них. В то же время их участие невозможно и из-за особой специфики этой деятельности, требующей соответствующей подготовки. Но это, естественно, не ограничивает право следователя самостоятельно осуществлять необходимые розыскные действия неспециального характера, направленные на поиск неизвестных и известных следователю лиц и предметов.

Вместе с тем УПК и закон об ОРД наделили следователя достаточно широкими правомочиями, позволяющим ему давать поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий указанным органам, требовать от оперативно-розыскных органов содействия в проведении и отдельных следственных действий. Такие поручения и требования (в письменном виде) являются обязательными для этих органов. Закон «О милиции» обязывает органы милиции исполнять соответствующие поручения и указания следователя (ст. 10). Тем самым следователи имеют возможность активно и широко использовать оперативно-розыскные возможности органов МВД, ФСБ, налоговой полиции и других органов дознания для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

При этом следственная и оперативно-розыскная деятельность чаще всего протекают параллельно (последовательно или одновременно). В связи с этим именно надлежащее организованное взаимодействие обеспечивает согласованность усилий и единство действий следователя и оперативно-розыскных органов в деле раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Причем это взаимодействие, предполагая общее планово-организационное руководство следователя, в то же время не имеет в виду служебного соподчинения взаимодействующих органов и слияния процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. В процессе взаимодействия следователь и оперативно-розыскной орган действуют в строгом и точном соответствии с общим планом совместных действий, с их служебной компетенцией, выполняют только свои функции.

Под взаимодействием следователей с оперативно-розыскными органами следует понимать основанную на законе и согласованную по всем принципиальным условиям деятельность указанных лиц и органов, направленную на раскрытие преступлений и решение всех остальных задач их расследования и предупреждения.

Взаимодействие может быть разовым, эпизодическим (связанным лишь с выполнением поручений следователя по отдельным эпизодам дела) и постоянным (осуществляемым на протяжении всего расследования по делу). Постоянный вид взаимодействия чаще всего возможен лишь в рамках расследования, осуществляемого следственно-оперативной группой.

156 Расследование присвоения или растраты имущества

Криминалистическая характеристика преступления. Присвоение или растрата характеризуются как хищение чужого имущества, вверенного виновному. Из этого следует, что имущество, ставшее предметом преступного посягательства, находилось в ведении виновного, т. е. было вверено ему собственником для управления, эксплуатации или иных операций в рамках закона или договора. Закон (ст. 160 УК РФ) не называет вид собственника этого имущества, как было в прежнем законодательстве, когда преследовалось присвоение или растрата государственного либо общественного имущества, именовавшегося комментаторами социалистическим. Таким образом, речь шла об имуществе, которое не могло быть собственностью отдельных граждан или объединений частных лиц. По действующему закону присвоение или растрата могут быть направлены на любую чужую собственность независимо от ее формы. Важно лишь, чтобы эта собственность была вверена виновному на любых началах, т. е. чтобы последний имел возможность ею распоряжаться. Используя это обстоятельство, преступник обращает имущество в свою пользу или передает его с корыстной целью третьим лицам. По этому признаку данное посягательство отличается от других преступлений против собственности, при которых лицо или вообще не имеет никакого отношения к похищаемому имуществу, или ему поручено лишь охранять это имущество либо наблюдать за его использованием без права им распоряжаться.

Квалифицирующие признаки присвоения и растраты в основном те же, что и при краже.

Поскольку ранее предметом данного преступления (как и хищений вообще) именовалось только государственное имущество или имущество общественной организации, то, учитывая различия в характере имущества и соответственно в способах совершения и сокрытия преступлений, были разработаны методики расследования хищений применительно к специфике различных отраслей народного хозяйства (в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле и т. п.), а внутри отраслей — применительно к специфике видов предприятий или организаций (например, в розничной торговле, из оптовых баз, предприятий общественного питания и т. п.). Все эти методики сохранили в основном свою практическую значимость и нуждаются лишь в коррективах в связи с многообразием в настоящее время форм собственности, путей и форм товаро- и документооборота, способов расчета.

Характерным для присвоения и растраты является своеобразное сочетание способа деяния со способом его сокрытия, В ряде случаев сокрытие выступает как условие применения того или иного способа совершения преступления: сначала принимаются меры маскировки подготовительных к хищению действий, например, составляются фиктивные акты на "уничтожение технологического брака", а уже затем реально накопленную таким образом продукцию расхитители реализуют в свою выгоду.

Элементами способа хищения путем присвоения или растраты выступают: создание неучтенного резерва имущества; сокрытие недостачи; использование неучтенных ценностей; завладение материальными ценностями или хищение денежных средств.

Неучтенный резерв создается путем обмана поставщика (его обсчет, обмер, обвес), неоприходования полученного имущества или оприходования в меньшем количестве или сумме, завышения объема, платежей за купленный товар; изготовления продукции из неучтенного сырья или по измененной технологии, дающей экономию сырья против установленных норм расхода, и т. п. Сокрытие образовавшейся недостачи имущества может маскироваться инсценировкой кражи, созданием видимости кредита (ложный кредит), составлением подложных актов на списание имущества, его уничтожения по легальным основаниям, созданием условий для уничтожения или порчи товаров (поджог, повреждение тары, увлажнение склада, затопление, приведение в негодность холодильных установок и т. п.), списание ценностей по завышенным нормам расхода и др. Завладение материальными ценностями или денежными средствами осуществляется путем выписки бестоварных накладных с последующей реализацией товара поставщиком в доле с получателем, передачей товара получателю без документального оформления, выносом или вывозом имущества с территории без документов или по подложным документам, под видом отходов и т. п.; денежные средства присваиваются по подложным кассовым ордерам, путем выплаты денег вымышленным лицам, составления подложных банковских поручений, списания похищенной суммы на различные счета кассового отчета и др.

Типичными признаками готовящегося или совершенного хищения служат обнаруженные при инвентаризации или ревизии недостачи или излишки товарно-материальных ценностей, явное несоответствие условий хранения имущества требованиям ГОСТа, частое списание товаров на скрытые недостатки, потери, подработку, нужды предприятия, постоянные претензии к поставщику о недостачах, частый отпуск порожней тары и т. п.

Расследование дел о присвоении или растрате нередко представляет большие трудности, связанные, как правило, с их многоэпизодностыо, длящимся характером, высокой организованностью. В особо сложных случаях формируется бригада следователей или создается следственно-оперативная группа. Для всестороннего установления всех обстоятельств предмета доказывания по этим делам требуется выяснить:

а) по субъекту — кто конкретно совершил растрату или присвоение (должностное или недолжностное лицо, которому было вверено имущество или денежные средства); состав преступной группы, обстоятельства и цели ее формиpoвaния, личность организатора, роль каждого участника; мотив преступления; как и кому реализовывалось похищенное, на что истрачены деньги; характеристика субъектов преступления;

б) по субъективной стороне — наличие прямого умысла на хищение, на длящийся характер преступной деятельности, сговор с соучастниками, вовлечение третьих лиц;

в) по объекту — какое имущество похищено, кому оно принадлежало, на каких условиях было вверено виновному, какими правами в отношении него был наделен виновный, каковы были его обязанности, как все это было оформлено документально; суммы похищенных денежных средств, откуда они поступили в распоряжение виновного, в каких целях, как должны были быть израсходованы или где находиться и на каких условиях, сумма растраченных денег, на что и при каких обстоятельствах они были истрачены, где и у кого находится похищенное имущество или приобретенные на похищенные средства вещи;

г) по объективной стороне — как осуществлялась подготовка к хищению, каким способом заблаговременно маскировалась эта подготовка, кем; способ совершения хищения и способ его сокрытия; содержание каждого эпизода преступной деятельности; какие следы и признаки преступных действий должны или могли остаться в документах предприятия, организации, у частных лиц, в местах хранения похищенных ценностей, при их транспортировке, у получателей или пособников; какими средствами или орудиями пользовались виновные при подготовке и совершении преступлений, какие благоприятные условия ими были использованы.

Об обнаружении признаков хищения могут сообщить сослуживцы виновных; эти признаки могут быть обнаружены при плановых проверках хозяйственной деятельности, инвентаризации, ревизии, выявлены оперативным путем при проведении мероприятий по оперативному обслуживанию хозяйственных объектов, а также при анализе технико-экономических показателей предприятия или организации. При этом следует иметь в виду, что те или иные из этих признаков, например выявление недостач или излишков, могут свидетельствовать не о хищении, а о халатной деятельности ответственных лиц, об ошибках ревизоров, просчетов, вызванных неисправностью измерительных приборов, и т. п. Все это диктует необходимость проведения доследственной проверки, предшествующей возбуждению уголовного дела, надобность в которой не возникает при задержании виновных с поличным и при реализации достоверных оперативных данных, полученных органами дознания. Методами предварительной проверки служат:

изучение нормативов, регламентирующих деятельность организации, анализ особенностей ее деятельности и связанных с нею организаций;

ревизия;

внезапная инвентаризация;

истребование документов, отражающих сомнительные операции с материальными ценностями или денежными средствами;

объяснения должностных и материально ответственных лиц, причастных к сомнительным операциям и контролю за ними;

поручения органам дознания провести оперативные мероприятия[1].

Планирование расследования. Характерными поводами возбуждения данных уголовных дел служат, помимо задержания виновных с поличным, ведомственные материалы, акты ревизии, инвентаризации, иных проверок, а также инициатива органов дознания, основывающаяся на результатах оперативно-розыскных мероприятий. Типичные версии: имело место хищение путем присвоения имущества (растраты); хищения не было, а налицо преступная халатность, повлекшая за собой материальный ущерб для собственника. Первая версия может возникнуть и при опровержении версии о краже, разбойном нападении или ином имущественном преступлении, когда в ходе их расследования будут обнаружены признаки инсценировки с целью сокрытия присвоения или растраты.

План расследования должен предусматривать не только анализ события преступления и действий всех его участников, но и эффективные меры по возмещению нанесенного собственнику материального ущерба.

Если дело ведет бригада следователей или следственно-оперативная группа (многоэпизодные, групповые, длящиеся преступления), разрабатывается общий план расследования и индивидуальные планы участников бригады (группы). В каждом из них обязательно указываются задания оперативно-розыскного характера и их исполнители из числа оперативных сотрудников органов дознания, взаимодействующих со следователем. Предусматриваются меры по координации следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, пути и формы взаимного обмена информацией.

Важную роль играют вспомогательные документы: схемы связей подозреваемых, схемы документо- и товарооборота, "лицевые счета" подозреваемых, в которые заносятся данные об их участии в том или ином эпизоде преступной деятельности. Последние могут вестись на базе ЭВМ, наряду со своеобразным банком данных по делу.

Перечень и очередность следственных действий при планировании зависит от содержания типичной и затем общей версии по делу.

Первоначальные следственные действия. При задержании виновных с поличным предусматривается:

личный обыск задержанных. Изымаются все имеющиеся у них документы, в том числе (обязательно), относящиеся к транспортируемым материальным ценностям;

следственный осмотр изъятых документов, места задержания и транспортного средства, задержанного имущества. При осмотре документов решается задача выявления признаков материального или интеллектуального подлога; если обнаружены подлинные и фиктивные документы, предназначенные для прикрытия факта вывоза и транспортировки имущества, они сравниваются по наименованию, количеству и фактическому характеру имущества. Осмотром задержанного имущества производится его сопоставление с данными в обнаруженных на него документах. Место задержания осматривается с целью проверки, не были ли выброшены какие-либо документы или иные уличающие объекты. В транспортном средстве могут быть оборудованы тайники для документов или ценностей;

допрос задержанных. Путем допроса следует выяснить: личность задержанных, характер их участия в преступной деятельности; по чьему указанию, распоряжению перевозилось имущество, каким путем оно ушло с охраняемой территории предприятия, организации, не являлись ли условиями беспрепятственного вывоза сговор с охранниками, вахтерами, дача им взятки, их непосредственное участие в хищении, кто эти лица; куда и кому предназначалось вывозимое имущество, предполагалось ли получение за него наличных денег, в какой сумме, для кого они предназначались, должно ли было имущество реализовываться сразу же после доставки или предполагалось его складирование; в какой таре перевозилось имущество, что это за тара — фабричная, изготовителя, случайная, где еще имеется подобная тара, упаковка;

кто грузил похищаемое имущество;

обыск по месту жительства и на рабочих местах задержанных;

допрос всех названных задержанными лиц, выявление среди них соучастников хищения, их задержание, обыск в жилищах и по месту работы, службы;

наложение ареста на имущество подозреваемых, избрание мер пресечения;

проведение диктуемых обстоятельствами оперативно-розыскных мероприятий.

При возбуждении уголовного дела по официальным данным проводятся:

допросы ревизоров, участников инвентаризационных комиссий, работников бухгалтерии. Предметом допроса являются выявленные нарушения в оформлении, проводке операций с имуществом; объяснения материально ответственных лиц; факты обнаружения ими подлогов в документах, составления фиктивных документов; поведение материально ответственных лиц во время ревизии, инвентаризации, предпринимались ли последними попытки повлиять на выводы ревизии, инвентаризации (просьбами, подкупом, угрозами), как они вели себя после отклонения их домогательств; кто конкретно составлял итоговые документы ревизии или инвентаризации, кому они докладывались, как реагировали на них руководители предприятия, организации, вышестоящие руководители; по чьему указанию нарушались правила учета и отчетности, кто конкретно реализовывал эти указания из работников бухгалтерии, его отношения с материально ответственными лицами, как маскировались нарушения;

допросы материально ответственных лиц о причинах образования недостач или излишков, времени их образования, как они маскировались, почему не были обнаружены предыдущими ревизиями, инвентаризациями; как предполагалось возместить недостачу, чем и когда, как использовать образовавшиеся излишки, через кого, когда и каким образом; в чем заключалось участие работников бухгалтерии, кто из них именно участвовал в сокрытии выявленных фактов недостач или излишков, если последние предполагалось вывезти, то когда, кому, за какое вознаграждение или в обмен на что, кто должен был способствовать вывозу, в том числе из работников охраны; допускались ли ранее недостачи, образовывались ли излишки, как и при каких обстоятельствах покрывалась недостача или ликвидировались излишки, не уничтожались ли последние, когда, где, с чьим участием, каким путем;

выемка и осмотр документов (накладных, счетов-фактур, актов на списание имущества и т. п.), выявление в них признаков подлога, установление необычных мест их хранения, отклонений от принятого порядка оформления и т. п. Приобщение к делу документов — вещественных доказательств, приобщение к делу либо фиксация в протоколе осмотра документов либо записей в них, имеющих доказательственное значение ("иные документы");

задержание подозреваемых, их допросы и обыски в жилищах и на рабочих местах;

допросы лиц, подписавших или визировавших изъятые по делу документы;

наложение ареста на имущество подозреваемых;

проведение диктуемых обстоятельствами оперативно-розыскных мероприятий.

При возбуждении уголовного дела по инициативе органа расследования, т. е. фактически по оперативным данным, проводятся:

осмотры и обыски служебных помещений и жилищ заподозренных;

при этом прекращается доступ к местам хранения имущества; инвентаризация;

выемка и осмотр документов, при необходимости прекращение доступа к помещениям, где хранятся документы;

допрос заподозренных (в должных случаях — уже подозреваемых) по существу обнаруженных документов, их содержания, обнаруженных при обысках черновых записях, ценностей и др., об их связях, возможных соучастниках и т. п.;

допрос свидетелей операций с имуществом.

Последующие следственные действия. Среди них важнейшую роль играют судебные экспертизы. Наиболее часто по делам этого рода проводятся бухгалтерские, товароведческие, пищевые, планово- и финансово-экономические, технологические экспертизы, технико-криминалистическая экспертиза документов[2].

Бухгалтерская экспертиза:

выявляет учетные несоответствия, их величину, механизм образования, влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности, отклонения от правил ведения учета и отчетности (существуют ли расхождения в учетных, данных о приходе и расходе имущественных ценностей; какова сумма недостачи или размер излишков, образовавшихся за данный период; обоснованно ли применены нормы естественной убыли и др.);

устанавливает обстоятельства, связанные с отражением в бухгалтерских документах операций приема, хранения, реализации товарно-материальных ценностей, поступления и расхода денежных средств (какие записи в счетных регистрах не подтверждаются первичными документами; какова сумма неоправданно израсходованных денежных средств; имели ли место бестоварные операции при закупке и реализации бюджетным предприятием материальных ценностей и др.);

определяет соответствие порядка учета требованиям специальных правил, обстоятельства, затрудняющие объективное ведение бухгалтерской отчетности.

Товароведческая экспертиза решает две основные группы задач:

определение вида товара, его характеристик, условий упаковки и транспортировки;

установление механизма и обстоятельств возникновения дефектов и повреждений товаров, естественной убыли, пересортицы, уценки.

Целью пищевых экспертиз является установление состава исследуемых мясных, молочных,, овощных и других продуктов, напитков, их соответствия стандартам, рецептуре; определение технологии и времени изготовления, способов фальсификации пищевых продуктов, наличия и концентрации в них химически вредных веществ.

Планово-экономическая экспертиза изучает процесс планирования производственной деятельности предприятий, объединений, организаций для выявления злоупотреблений, связанных с планированием заниженного объема изготовления продукции по госзаказам или с нарушениями методики планирования темпов роста производительности и оплаты труда и т. п. К ее задачам относится изучение обоснованности нормативов материальных и трудовых затрат на производство продукции, нормативов финансирования государственных капитальных вложений и др.

Финансово-экономические экспертизы назначаются для решения задач, касающихся финансовой деятельности, соблюдения законодательных актов, регулирующих финансовые отношения предприятий с государственным бюджетом, выполнение договорных обязательств, распределение и выплату дивидендов, операции с ценными бумагами, инвестициями и др.

Технологическая экспертиза выясняет, не нарушался ли технологический процесс при производстве данной продукции, в чем конкретно заключались эти нарушения; применялись ли для производства работ сырье и материалы, предусмотренные технологией, чем они были заменены и др.

Технико-криминалистическая экспертиза документов призвана установить способ изготовления или подделки документа и использованных для этого технических средств, восстановить содержание поврежденных документов, исследовать материалы документов. Она решает как идентификационные задачи (отождествление печатей и штампов, пишущих машин, множительной техники, установление целого по части и др.), так и диагностические (каким способом изменено первоначальное содержание документа, что было выполнено ранее: оттиск печати или подпись; каким образом скопирована данная подпись; каково содержание угасших, вдавленных записей и др.).

К числу последующих действий относится и осмотр: мест уничтожения материальных ценностей при их списании, мест их хранения, мер и весоизмерительных приборов, поступающих к следователю документов.

Допрос обвиняемых, помимо названных ранее задач, призван выявить все эпизоды преступной деятельности и всех соучастников. Если преступление совершено организованной группой, обязательно, до деталей, должны быть установлены: состав группы, распределение ролей в ней, личность организатора, наличие в группе структурных подразделений функционального характера; коррумпированные связи среди властных органов и характер их содействия криминальной структуре.

В качестве свидетелей допрашиваются лица, присутствовавшие или наблюдавшие операции по погрузке, транспортировке, разгрузке похищенного имущества; обладающие информацией об образе жизни виновных, их связях; покупатели похищенного, добросовестно заблуждавшиеся относительно источника имущества, которое они приобрели, и др.

При проверке версии об инсценировке кражи или иных обстоятельств, фигурирующих в показаниях обвиняемых, существенную роль может сыграть следственный эксперимент: для установления возможности вынести определенные предметы указанным путем, за названный промежуток времени, без посторонней помощи и т. п.; возможности размещения в данном месте названного обвиняемым количества определенных товаров и т. п.

157 Расследование хищений, совершённых путём мошенничества.

 

Главная ---> Ответы на вопросы по криминалистике ---> Расследование хищений, совершённых путём мошенничества.

 

Наиболее распространенными способами хищений чужого имущества путем мошенничества являются следующие деяния, позволяющие завладеть материальными и денежными ценностями: а) с помощью обманных операций с различными ценными бумагами (чаще акциями, векселями, приватизационными бумагами и др.), кредитными картами, фальшивыми банковскими авизо, при получении аванса (предоплаты под предлогом предоставления товаров и услуг и др.); б) путем создания всевозможных фиктивных инвестиционных фондов, в том числе всевозможных «финансовых пирамид»; в) путем получения по подложным документам пенсий, пособий и других периодических выплат; г) путем получения материальных ценностей по подложным документам на базах, складах и других объектах с использованием упущений должностных или материально ответственных лиц; д) путем заведомо ложных обещаний об оказании помощи в приобретении дефицитного товара, получении жилой площади, поступлении в учебное заведение и др.

В самом же начале расследования обычно возникают следующие типовые следственные ситуации:

- мошенническое завладение материальными и денежными ценностями осуществлено с помощью поддельных документов (банковских, ценных бумаг, накладных, доверенностей, паспортов и др.) или различного рода вещевых или денежных «кукол», фальшивых драгоценностей и иных врученных мошенником изделий. Информация о мошенничестве поступила от финансовых структур или потерпевших. В первичных материалах имеются использованные мошенником документы и предметы, а также сведения о его внешнем облике и манере поведения. С момента обнаружения факта мошенничества прошло от нескольких часов до нескольких дней;

- обстановка в основном та же, что и в первой ситуации, но информация о личности мошенника и манере его поведения крайне незначительна или вообще отсутствует (например, при махинациях с кредитовыми авизо);

- первичные материалы дают основание полагать, что мошенничество совершено организованной группой, о криминальной деятельности которой имеются некоторые оперативно-розыскные данные;

-мошенник задержан на месте происшествия в момент совершения преступления или же сразу после совершения мошенничества. В первичных материалах имеются использованные им документы, «куклы», подделки, а также другие средства преступления. Изъято похищенное имущество.

В результате анализа информационной основы двух первых ситуаций чаще всего возникает необходимость выдвижения и проверки общих версий о действительности факта мошенничества при тех обстоятельствах, которые явствуют из первичных данных. Частные версии обычно бывают связаны с необходимостью установления всех особенностей способа мошенничества, личности преступника, места его нахождения, с возможностью совершения им ранее не раскрытых хищений, с имеющимися у него связями с работниками тех организаций, из которых похищалось имущество, с местами нахождения похищенного имущества, с размером причиненного ущерба.

В третьей ситуации выдвигаются версии об особенностях преступной группы, места ее нахождения, направленности ее криминальной деятельности, не является ли выявленный факт мошенничества одним из эпизодов ее деятельности и др.

В четвертой ситуации версии в основном выдвигаются с целью установления личности мошенника, выяснения его преступного прошлого и его возможной связи с ранее не раскрытыми хищениями, совершенными аналогичным способом. Во всех ситуациях выдвигается версия о том, не является ли мошенник членом какой-либо ОПГ.

Для первой и второй следственных ситуаций характерен следующий набор первоначальных следственных и иных действий: допрос лиц с целью выяснения, в чьем распоряжении находилось полученное мошенником чужое имущество; выемка и осмотр документов и предметов, использованных преступником; осмотр места происшествия (главным образом при расследовании «по горячим следам»); составление композиционного портрета или фоторобота мошенника; обращение к данным информационных центров МВД (особенно следующих учетов: дактилоскопического, по признакам внешности и по способу совершения преступления).

Во второй ситуации больший упор делается на использование данных информационных центров МВД и помощи оперативно-розыскных органов.

В третьей ситуации необходимо сразу принять меры к созданию следственной группы, получению имеющейся разведывательной информации от оперативно-розыскных органов. Набор первоначальных следственных действий зависит от того, информация какой иной следственной ситуации доминирует в этом случае.

Для четвертой ситуации комплекс первоначальных следственных и иных действий обычно складывается из личного обыска задержанного, его допроса, обыска места жительства, осмотра изъятых у него документов и предметов, использованных им для совершения преступления, допроса свидетелей и потерпевших.

168 Расследование контрабанды

 
 

Под контрабандой понимается перемещение через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием (ст. 188 УК РФ).

С криминалистической точки зрения выделяют следующие виды контрабанды: контрабанда, совершаемая физическими лицами в личных или коммерческих целях; контрабанда, совершаемая участниками предпринимательской деятельности в коммерческих целях.

Типичными способами совершения контрабанды физическими лицами являются:

§ перемещение товаров или иных ценностей через границу в специально приспособленных тайниках, устроенных: в ручной клади или багаже; в предметах одежды и обуви преступника; в предметах, находящихся па животных; в естественных отверстиях, органах и прическе преступника; в транспортном средстве, в официально перевозимых партиях товара, под видом иного груза и т.п.;

§ полное или частичное недекларирование или недостоверное декларирование товаров;

§ обманное использование таможенных документов или средств таможенной идентификации.

Для контрабанды, совершаемой участниками предпринимательской деятельности в коммерческих целях, характерны такие способы:

а) перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля в тайниках, оборудованных в транспортных средствах;

б) обманное использование коммерческих, транспортных, банковских и иных документов (коммерческих и упаковочных листов, сертификатов о происхождении товара, проспектов товаров, страховых полисов и т.п.);

Так, на железнодорожном транспорте фальсифицируются железнодорожная накладная, на морском — коносамент, на воздушном — авиационная накладная, на автомобильном — товарно- транспортная накладная, а также прилагаемые к ним документы.

При использовании фиктивных таможенных и грузосопроводительных документов в них чаще всего указывается наименование подставной либо несуществующей фирмы. Перевозчики при этом, как правило, заявляют о своей неосведомленности о характере груза и фиктивности документов на этот груз.

в) обманное использование средств таможенной идентификации (пломб, печатей, шифровой и буквенной маркировки, штампов и др.);

г) недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств.

При расследовании контрабанды подлежат исследованию следующие обстоятельства: 1) факт и обстоятельства перемещения предметов контрабанды через таможенную границу РФ и их обнаружения таможенниками или пограничниками; 2) предмет контрабанды, т.е. установление точного наименования, количественных и качественных характеристик предметов, незаконно перемещенных через границу; 3) место и время совершения контрабанды, в том числе место обнаружения предмета контрабанды, характер, особенности и место расположения тайников; особенности конструкции тайников, их назначение, приспособленность для перемещения обнаруженных предметов; 4) лица, совершившие данное преступление; 5) способ совершения контрабанды; 6) мотивы и цели преступления.

На начальном этапе расследования контрабанды выделяются две типичные следственные ситуации:

§ обнаружен предмет контрабанды у лица, проходящего таможенный контроль;

§ владелец обнаруженной контрабанды, осуществляемой в коммерческих целях, неизвестен.

В первой следственной ситуации проводится комплекс следующих следственных действий. Вначале нужно допросить должностных лиц таможенного органа, осуществляющих контроль физических лиц в зоне таможенного контроля, а затем провести личный обыск и допрос лица, которое намеревалось незаконно переместить предметы через границу РФ. При этом если имеются предположения, что предметы контрабанды (драгоценности, контейнеры с наркотическими веществами) находятся во внутренних органах задержанного, то необходимо провести его освидетельствование с применением рентгеноскопического исследования, путем введения слабительных средств и осмотра естественных отверстий тела. При допросе задержанного должна быть установлена его личность и выяснены следующие вопросы: кому принадлежат предметы контрабанды; совершал ли он ранее аналогичные перевозки; что известно ему об отправителях и получателях предметов контрабанды; есть ли договоренность с сотрудниками таможни об их содействии в ходе прохождения таможенного контроля и т.п.

Проведя осмотр предметов контрабанды, изъятие и осмотр таможенных деклараций лица, задержанного с контрабандой, а также осмотр тайника, в котором была обнаружена контрабанда, необходимо назначить криминалистические экспертизы по следам, обнаруженным в тайнике и возле него, а также на предметах контрабанды, и экспертиз (криминалистических, товароведческой, искусствоведческой) для определения точного наименования, характеристики и стоимости предмета контрабанды. Затем допросить очевидцев обнаружения контрабанды, лиц, изготовивших либо продавших предметы, за перемещение которых был задержан контрабандист. Провести выемку документов, подтверждающих факт приобретения предмета контрабанды в определенном месте (товарных чеков, иных документов с отметками торгующих организаций и т.п.). У всех лиц, выявленных при допросах задержанного или поданным осмотра предметов контрабанды, следует провести обыски.

Во второй следственной ситуации необходимо произвести: допрос сотрудников органа таможни, обнаруживших конграбанду, а также сотрудников грузового, валютного и других отделов по обстоятельствам и порядку оформления таможенных документов, по обстоятельствам выпуска груза через таможенную границу (если он состоялся); выемку материалов ведомственной проверки по факту обнаружения контрабанды; допрос всех лиц, причастных к сделке; выемку у участников внешнеэкономической деятельности и перевозчика документов, на основании которых осуществлялась их предпринимательская деятельность в целом и поставка данной партии товара в частности, осмотреть их; осмотр груза, в ходе которого установить его наименование, вес. количество, при возможности и необходимости производится изъятие образцов; назначение криминалистических и иных экспертиз (криминалистическую экспертизу документов, товароведческую, химическую); допрос лиц, осуществлявших перемещение предметов через границу; осмотры и обыски помещений, где хранился либо хранится груз; осмотр места обнаружения контрабанды и транспортного средства, использованного преступниками; допрос руководителей организаций — участников внешнеэкономической деятельности и лиц, отвечавших за поставку товаров за рубеж; выемку и осмотр средств таможенной идентификации (печатей, пломб и пр.); назначение необходимых экспертиз.

На этапе дальнейшего расследования проводится выявление и допрос соучастников контрабанды с целью установления связей между соучастниками, выявления организованной преступной группы, занимающейся контрабандой, установления источников получения предметов контрабанды; обыски в местах, где могут находиться предметы, предназначенные для контрабандного вывоза; осмотр обнаруженных объектов и проведение криминалистических, искусствоведческих и товароведческих экспертиз.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: