Дайте оценку роли и места Италии в становлении и дальнейшем углублении европейской интеграции

На рубеже тысячелетий внешнеполитическая ориентация Италии претерпела существенные изменения. Если до недавнего времени приоритетным направлением итальянской внешней политики был регион Средиземноморья, то в новом тысячелетии произошло смещение акцентов – интеграции и взаимодействие Италии с институтами ЕС стали центральными задачами внешнеполитического курса Италии. В 1957 году Италия стала одной из государств-основателей Европейского Экономического Сообщества – теперь Европейского Союза (ЕС). Средиземноморское ориентация внешней политики привела к самоустранению Италии от важных европейских проблем, к намеренной маргинализации страны в Европе. Совершив ориентацию в сторону «средиземноморского выбора»внешняя политика Италии, как отмечает О.Н. Барабанов, к концу столетия вернулась в Европу.

Многие направления европейской политики Италии в начале XXI века претерпели существенные изменения. Если до недавнего времени регион Средиземноморья рассматривался в качестве приоритетного направления итальянской внешней политики, то в новом тысячелетии именно дальнейшая интеграция в ЕС и взаимодействие Италии с институтами ЕС стали первостепенными ориентирами для определения дальнейшего внешнеполитического курса Италии. Многие итальянские политики в начале XXI века осознали, что «Медитерранизация»итальянской внешней политики может привести к маргинализации Италии в Европе, в то время как для государств Южного Средиземноморья чужды демократические западноевропейские ценности.

Однако уже при формировании правительства в июне 2001 года, несмотря на некоторые радикальные высказывания партнеров Берлускони по коалиции, можно было расставить некоторые акценты в дипломатической линии Берлускони. Берлускони на словах выступал за более тесную интеграцию Италии в Евросоюз и во время предвыборной кампании пообещал сделать голос Италии одним из решающих в ЕС. В качестве одного из приоритетов программы нового кабинета Берлускони на 2002 год было участие в саммите Евросоюза.

Сам Берлускони предпочел бы видеть в Евросоюзе альянс суверенных государств, берегущий их национальные традиции. Как заявил Берлускони: “Мы горды быть частью Европы. Мы гордимся специальными отношениями, которые мы имеем с ЕС. Мы будем внимательно работать в следующих нескольких месяцев и лет в этом направлении и развивать дальнейшие отношения”.

Несмотря на то, что правительство Берлускони испытывало недостаток дружеских отношений со стороны некоторых европейских лидеров, традиционная про-европейская политика Италии не изменилась в течение деятельности второго правительства Берлускони. В прошлом, итальянские правительственные должностные лица часто и эффективно использовали потребность к согласию в Европейском Сообщества, чтобы получить поддержку для проведения внутренней политики, которую иначе было более трудно осуществить. Теперь, в связи с изменением внешнеполитических процессов, итальянская внутренняя и внешняя политика стала более самостоятельной и даже независимой, о чем и свидетельствует «феномен Берлускони».

Занимая должность президента ЕС, Берлускони надеялся, что его энергичная деятельность на этом почетном посту привлечет симпатии избирателей, что принесет дополнительные преимущества в ходе избирательной кампании. Однако, неординарная личность президента Берлускони на фоне европолитиков и евробюрократов привлекала слишком много внимания к процессам, происходящим в Италии, особенно к свободе прессы и независимости судебной системы. Таким образом, президентство в ЕС доставило итальянскому премьеру больше политических скандалов, чем политических дивидендов.

Председательствование Италии в ЕС не стало историческим: дебаты по общеевропейской конституции продолжались, продолжались многочисленные дебаты по поводу нелегальной миграции, а саму Италию потрясали забастовки по поводу реформы пенсионной системы. Все это не могло не расстраивать премьера Берлускони, который пытался в этот период играть роль общеевропейского политического деятеля.

Вследствие этого, европейская политика Италии отличается двусмысленностью и «микроголлизмом», так как она обусловлена потребностями двойственного характера: сохранять преемственность и акцентировать оригинальность внешнеполитического подхода, соблюдать старые обязательства и правила игры европейской политик, с одной стороны, и делать сенсационные, фантастические и даже безумные заявления (например, о возможности интеграции в ЕС России, Турции и Израиля и т.д.) с другой. В то же самое время, уверенность правительства Берлускони чувствуется во взятии нехарактерной для итальянской дипломатии утвердительной позиции на переговорах ЕС.

56. Проанализируйте роль Италии в основных структурах безопасности НАТО и ОБСЕ. Ключевым моментом для смены внешнеполитической идеологии Италии можно считать конец холодной войны, который поставил страну «перед лицом новой и одновременно тяжелой ответственности». Большинство итальянских политиков считают Италию одной из ведущих европейских держав, а не «средней державой», какой она казалась даже самим итальянцам совсем недавно. Ведь пришла в упадок старая международная система и в Европе возникли новые геополитические реалии, связанные с расширением НАТО на Восток и возникновением на Балканском полуострове очага кровавых этнических конфликтов. Поэтому современные политические элиты Италии не могут игнорировать как новые возможности для сотрудничества в области европейской безопасности, так и новые угрозы для европейской коллективной безопасности и национальной безопасности каждого европейского государства.

Из наиболее значимых угроз европейской безопасности сегодня рассматривается международный терроризм, вернее, исламские радикальные террористические группы. Несмотря на то, что в Италии еще не произошло ни одного террористического акта, связанного с исламскими радикалами, как, например, в Испании, по заверениям министра внутренних дел Джузеппе Пизану, были усилены меры безопасности.

Итальянское правительство в начале нового тысячелетия уделяет особое внимание миротворческим операциям и активно участвует в их подготовке и осуществлении. В связи с необходимостью проводить миротворческие операции в пределах ограниченного периода времени, министры внутренних дел ведущих европейских держав приняли некоторые совместные решения, которые должны были ускорить создание новой процедуры ускоренного обмена информацией и контроля для борьбы с террористическими группами и экстремистами.

По результатам конференции министров МВД пяти государств-членов По дипломатическим каналам был согласован ряд мер, в том числе назначение ответственного лица, которое будет заниматься в ЕС координацией мер противодействия террористам. Стоит также отметить, что Сильвио Берлускони всегда уделял внимание необходимости развивать отношения между Евросоюзом и США, без которых, по его мнению невозможно «весомое присутствие Европы на международной арене». Именно по этой причине итальянские политики и дипломаты постоянно подчеркивают, что НАТО и ОБСЕ удачно совмещают свои функции и потому эти две организации должны тесно сотрудничать на взаимовыгодной основе.

Хотя Италия не выступала против расширения НАТО на Восток, но предпочитала, чтобы этот процесс принимал во внимание обеспечение безопасности России. Это позиция не изменилась во время второго правительства Берлускони, который при поддержке расширения НАТО в Юго-Восточной Европе (Болгария и Румыния в особенности) продолжил стремиться к введению некоторого вида формальной установленной связи между НАТО и Россией.

Итальянская дипломатия стремилась убедить мир в том, что оборонные инициативы ЕС, рассмотренные создают возможность сотрудничества с НАТО и могут быть эффективно реализованы под эгидой этой организации. Итальянские политики и дипломаты пытались опровергнуть подозрения своих американских партнеров по поводу европейской военной активности, которая негативным образом может сказаться на трансатлантическом сотрудничестве. Кроме того, у Италии есть особые геополитические основания опасаться дезинтеграции НАТО, считает О.Н. Барабанов, – ведь уязвимость морских границ Италии повышают заинтересованность страны в сохранении надежной американской защиты, обеспечивающей безопасность Италии в Средиземноморье. Именно этими соображениями можно объяснить проамериканскую позицию, которой придерживается Италия по вопросу об активизации военных усилий ЕС в рамках общей политики по обороне и безопасности.

В срок председательства Италии в ЕС до конца 2003 года планировалось скоординировать европейскую оборонную политику. В частности, итальянский премьер-министр С. Берлускони, лидер страны – председателя Евросоюза на тот момент, с гордостью заявил: «Впервые за свою 50-летнюю историю ЕС получит возможность осуществлять самостоятельную оборону и сможет стать авторитетной фигурой на мировой арене». В то же время лидер Италии заверил, что штаб Евросоюза будет действовать «не в противоречии, а в полном взаимодействии и дополняя НАТО».

Президенты Италии и Греции Карло Адзельо Чампи и Костис Стефанопулос 16 июля 2003 года тоже выступили за укрепление политических и военных связей между государствами-членами Евросоюза. «Ограничивая деятельность ЕС только сферой экономики, не следуя общей политике и не решая общих оборонных и военных задач, мы подрываем роль Евросоюза в международных делах», — указал президент Греции.

После окончания председательства в ЕС, итальянское правительство продолжило курс на сохранение сотрудничества между ЕС и НАТО. Этот внешнеполитический курс был оглашен на саммите ЕС в Брюсселе в декабре 2004 года. Европейский Союз не должен выстраивать свою оборонную политику на оппозиции к НАТО: страны также выступали за то, чтобы европейские интересы не выводились за рамки альянса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: