Проанализируйте политику Италии по ключевым вопросам европейской безопасности после Косовского кризиса

Ключевым моментом для смены внешнеполитической идеологии Италии можно считать конец холодной войны, который поставил страну «перед лицом новой и одновременно тяжелой ответственности». Большинство итальянских политиков считают Италию одной из ведущих европейских держав, а не «средней державой», какой она казалась даже самим итальянцам совсем недавно. Ведь пришла в упадок старая международная система и в Европе возникли новые геополитические реалии, связанные с расширением НАТО на Восток и возникновением на Балканском полуострове очага кровавых этнических конфликтов. Поэтому современные политические элиты Италии не могут игнорировать как новые возможности для сотрудничества в области европейской безопасности, так и новые угрозы для европейской коллективной безопасности и национальной безопасности каждого европейского государства.

Противодействие международному терроризму и этническим конфликтам и в дальнейшем будут требовать военно-политического сотрудничества всех государств Европы, в том числе и Италии. Новая геополитическая действительность XXI века требует создание многофункциональных боеспособных армии, готовых действовать повсюду, обычно в международных коалициях, под различными флагами — ООН, НАТО, Евросоюза. И важное место в этих коалициях занимает Италия.

Из наиболее значимых угроз европейской безопасности сегодня рассматривается международный терроризм, вернее, исламские радикальные террористические группы. Несмотря на то, что в Италии еще не произошло ни одного террористического акта, связанного с исламскими радикалами, как, например, в Испании, по заверениям министра внутренних дел Джузеппе Пизану, были усилены меры безопасности.

Итальянское правительство в начале нового тысячелетия уделяет особое внимание миротворческим операциям и активно участвует в их подготовке и осуществлении. В связи с необходимостью проводить миротворческие операции в пределах ограниченного периода времени, министры внутренних дел ведущих европейских держав приняли некоторые совместные решения, которые должны были ускорить создание новой процедуры ускоренного обмена информацией и контроля для борьбы с террористическими группами и экстремистами.

По результатам конференции министров МВД пяти государств-членов По дипломатическим каналам был согласован ряд мер, в том числе назначение ответственного лица, которое будет заниматься в ЕС координацией мер противодействия террористам. Стоит также отметить, что Сильвио Берлускони всегда уделял внимание необходимости развивать отношения между Евросоюзом и США, без которых, по его мнению невозможно «весомое присутствие Европы на международной арене». Именно по этой причине итальянские политики и дипломаты постоянно подчеркивают, что НАТО и ОБСЕ удачно совмещают свои функции и потому эти две организации должны тесно сотрудничать на взаимовыгодной основе.

Позиция Италии в Косовском конфликте

Отношения Италии с балканскими странами - это результат политических традиций, географического местоположения и культурного родства. События в Адриатическом регионе оказали непосредственное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Италии.

Администрация Италии вынуждена соединять свои сугубо прагматические цели в развивающихся странах с обязательствами в НАТО, которые нередко противоречат друг другу; правительство должно учитывать реакцию конфликтующих сторон, а также свою популярность в развивающемся мире. Множественность целей, преследуемых Римом в конфликтных ситуациях, зачастую приводят его к принятию запоздалых решений и дипломатическим поражениям.

Пытаясь приостановить нескончаемый поток беженцев, в том числе военно-полицейскими мерами, с началом конфликта Италия принимала сторону косовских албанцев. Пресса акцентировала внимание общественности на действиях югославской полиции значительно больше, чем на террористических акциях албанских сепаратистов из Освободительной армии Косово. Вместе с другими западноевропейскими странами Италия поддержала решение, принятое под нажимом США, об использовании военной силы против СРЮ с целью давления на сербскую сторону Селихова И. Ю. «Политика Италии в НАТО (цели, задачи, основные направления)», дипломатическая академия МИД РФ, 2010. С 73..

С приходом левоцентристского правительства Массимо Д'Алема сформировался более сбалансированный подход к решению проблемы Косово. В отличие от своего предшественника, Романо Проди, 77-ой Председатель Совета Министров старался избегать обязывающих заявлений насчет предоставления баз на территории Италии для авиации НАТО в случае атак на СРЮ. В итальянской прессе развернулась кампания, обвиняющая США в вооружении боевиков ОАК (освободительная армия Косово) не только за счет средств германского или американского происхождения, но и действующих на итальянской территории мафиозных структур албанских эмигрантов, получаемых, в том числе, путем торговли наркотиками. Gatti F. Dai soldi dell'eroino le armi per il Kosovo/ Corriere della sera/ 11 giuglio/1998.

Главный вопрос состоял в том, какую сторону примут страны Запада после применения военных мер к СРЮ. Италия была обеспокоена тем, что страна будет вынуждена вступить в войну против Сербии и Черногории на стороне западного союза без представления об определённых целях и военных последствиях.

24 марта 1999 года началась военная операция НАТО против Югославских войск. В ней участвовали Великобритания, Франция, ФРГ. Анкара, Лондон и Рим предоставили свои территории в качестве перевалочных пунктов для авианосцев США.

Несмотря на то, что в рамках НАТО все решения принимаются по принципу консенсуса, ни одна из европейских стран не осмелилась заблокировать военную акцию, которая, однако, была принята без рассмотрения в Совете Безопасности ООН. Если бы кто-то из членов воспользовался правом «вето», то это неминуемо повлекло бы за собой не только тяжелый кризис внутри альянса и резкое ухудшение отношений с Вашингтоном, но и раскололо сам ЕС, тем самым приостановив весь процесс евростроительства.

Однако было бы ошибочным представлять страны Западной Европы недееспособными без политического курса США. Ряд ученых считает, что именно в косовском конфликте европейцы начали возвращать себе политическую силу. В данном вопросе Западные державы стремились акцентировать внимание на точках соприкосновения, а не на разногласиях, царящих в ней.

Во время дискуссии о роли ЕС в урегулировании конфликта на территории Косово, то в основном речь идет о четырёх ведущих участницах, Великобритании, Италии, Франции и ФРГ, которые являются членами Контактной группы. В её состав также входят Россия и США. Во время косовского конфликта позиции четырёх европейских держав сблизились больше, чем когда- либо на протяжении всего кризиса в Югославии. Имея разные взгляды на данную проблему, они были вынуждены прийти к общему решению, отвечающему хоть сколько-нибудь всех их интересам. Данный политический курс является важным условием для укрепления позиций Европы в процессе становления многополярного мира в XX веке.

В Балканском кризисе Италия впервые после Холодной войны сумела проявить себя как самостоятельная политическая держава, от решения которой зависела судьба региона.

Косовский конфликт завершился в связи с односторонним провозглашением независимости края 17 февраля 2008 года. Данное событие вызвало жаркие споры в международном сообществе. На конец апреля 2013 года независимость признали 99 из 193 стран-членов ООН………………………….


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: