Опишите основные факторы европейского вектора внешней политики Итальянской Республики

Приоритет "атлантизма" перед "европеизмом" оставался все же во внешней политике Италии постоянным элементом на протяжении 60 - 80-х годов. Итальянский специалист по вопросам "европеизма" М. Дель'Омодарме подчеркивал, что "со времени основания Европейского сообщества Италия играла роль знаменосца американских интересов, подчиняя верность европеизму верности атлантической". Тенденция эта хорошо просматривается на протяжении многих лет вплоть до сегодняшнего времени.

"Европеизм" итальянских монополий и представлявшей их интересы демохристианской партии, стремление римской политической элиты играть ведущую роль в различных формах "объединения" западноевропейских стран обеспечили устойчивую преемственность этого направления внешней политики страны как в конце 50-х - начале 60-х годов, когда речь шла о создании и развитии Европейского экономического сообщества, так и позднее, в 60 - 80-х годах, на всех фазах углубления и расширения этого объединения, возникновения значительных противоречий между его участниками, между ЕЭС и США.

Втягиваясь в "большую игру" могущественных западноевропейских монополий, итальянский финансовый капитал не мог не знать относительной слабости, по крайней мере на первых порах, своих экономических возможностей в среде главных партнеров - конкурентов по "Общему рынку".

Разумеется, не только и во многом не столько сугубо практические, экономические по преимуществу, причины определяли последовательно "европейское" мышление и конкретную политику правящих кругов Италии. Процесс изменения соотношения сил в пользу социализма на мировой арене, ослабление влияния монополий на судьбы страны, расшатывание созданного после войны политического механизма буржуазной власти побуждали итальянские правящие круги искать внешние - надежные и стабильные - классовые союзы. Пытаясь любыми средствами удержать "политическую стабильность" в стране и ее географическом окружении, испытывая определенные сомнения в действенности американских "гарантий", демохристианские лидеры цеплялись за новообразованные "европейские" институты. Они рассматривали "Общий рынок" как реальную возможность для итальянских монополий выжить, укрепить свое положение внутри страны, в Европе и в мире. Механизм "Общего рынка" казался им эффективным средством экономического, социального и политического влияния на итальянское общество в плане стабилизации капиталистических устоев на широком фундаменте. Эти надежды и расчеты с годами все более укреплялись в официальных кругах Рима.

Большую роль в приобщении Италии к интеграции сыграл Ватикан, который экономически связан своими инвестициями с банками и компаниями, действующими по всей континентальной Европе, а политически - с правящими кругами и клерикальными кругами Италии, Франции, ФРГ, стран Бенилюкса. Римская курия издавна стремилась к созданию политического союза в Западной Европе на базе блока католических партий и правительств. Условия, сложившиеся в период развития экономической интеграции, ватиканская дипломатия считала особо благоприятными для осуществления этой идеи. Клерикальная партия в Италии стала одним из главных, хотя далеко не единственным проводником ватиканской политики поощрения интеграции.

Итальянский официоз, излагая мотивы присоединения правящих слоев к Римским договорам, отмечал: "Если главная идея, лежавшая в основе присоединения Италии к ЕЭС, имела прежде всего политическую природу, несомненно и то, что специфические причины побудили нашу страну тесно сплотиться с другими пятью странами-участницами". Таких специфических причин на деле немало. Среди них были и экономические, и социальные, и собственно политические.

На рубеже 70 - 80-х годов Италия оказалась наряду с ведущей тройкой - ФРГ, Францией, Англией одним из устоев "Общего рынка", приблизившись по многим важнейшим экономическим показателям к этим странам, а в чем-то и обогнав их. Но по многим другим показателям удельный вес Италии в "Общем рынке" к исходу 70-х годов снизился. Она нередко оказывается все же во втором, нижнем ярусе ЕЭС. Именно это казалось в целенаправленности плана "Европа двух скоростей", выдвинутого В. Брандтом еще в 1974 г. Римские политики остро восприняли такую постановку вопроса. Премьер-министр Италии А. Моро в октябре 1975 г. обосновал встречный, полемически заостренный тезис о "едином ритме" интеграции. Борьба между попытками увековечить положение Италии как "отстающего партнера" и стремлением добиться "равного отношения" шла в ЕЭС вплоть до конца 70-х годов. Ее отзвуки ощутимы и в начале 80-х годов. В какой-то мере можно говорить о том, что Италия выстояла в этой борьбе, сохранив свои позиции, по крайней мере в первые годы нового десятилетия. Но тем не менее ее удельный вес в "Общем рынке" выдает определенное отставание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: