Социальной педагогики на современном этапе?
Первая особенность формирования отечественной модели социальной
педагогики состоит в том, что ее становление и развитие было подготовлено
многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной
деятельности в сфере общественного воспитания, а также опытом воспитательной,
культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период.
Вторая особенность в том, что становление социальной педагогики как
профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической
разработкой основных методологических, концептуальных положений,
определяющих сущность столь сложного явления, как социальная педагогика.
Третья особенность коренится в тесном единстве таких социальных
феноменов, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так
сложилось, что социальная работа в Беларуси – это не только деятельность по
оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по
|
|
созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социально-
психологическом, экономическом и правовом контексте. Социальная работа и
социальная педагогика, будучи самостоятельными областями теории и практики,
имеют множество точек соприкосновения.
История профессии
Проблемы социально-педагогического характера (социализация, социальное воспитание) находились в поле зрения учёных Беларуси задолго до официального признания социальной педагогики в качестве самостоятельной отрасли научного знания. Практическая социально-педагогическая деятельность в Беларуси в конце XIX века развивалась в форме частной благотворительности и общественного призрения.
В истории складывания системы благотворительной помощи обездоленным детям на Беларуси весьма значительна роль многочисленных конфессиональных организаций, в первую очередь православных братств с их школами и приютами, а также представителей магнатских белорусских родов с их богатыми пожертвованиями на организацию и содержание приютов для детей-сирот и детей из бедных семей.
В 1917 году, в силу коренных политических и социально-экономических изменений, началось создание новой модели защиты обездоленных, которая включала помощь и поддержку нуждающихся государственными структурами и общественными организациями. Реформирование образования в послеоктябрьский период детерминировало становление социальной педагогики как профессионального вида деятельности. Функционировала сеть учреждений, ориентированных на социально-педагогическую деятельность, которая была направлена на социализацию и оказание помощи, защиты, поддержки нуждающимся детям. Выполняли эту деятельность специалисты, ставшие прообразом современного социального педагога.
|
|
Должность «социальный педагог» была введена в 2000 году. Это нововведение было продиктовано такими фактами, как увеличение количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В США
Система социальной работы в США начинается с Джейн Адамс, которая, начиная с 1889 года помогала переселенцам, оказавшимся в Америке без знания языка, без жилья и работы. Сейчас к социальным работникам за помощью обращаются люди разного возраста, представители всех рас, религий, бездомные, безработные и т.д.
Одним из важных направлений работы является социальная работа с семьей. Она осуществляется социальным работником, получившим специализацию в этой области. Выделяют два основных направления: работа в домашних условиям и работа вне дома. Работа в домашних условиях включает следующие виды услуг:
- финансовая помощь;
- социальная защита; (детей, с которыми плохо или жестоко обращаются, защита от непосильного труда)
- семейная терапия; (для того, чтобы оставить ребенка дома
- дневной уход;(если мать работает, во многих штатах субсидируется государством)
- услуги, связанные с ведением домашнего хозяйства.(если какой-то член семьи болен, слишком стар или эмоционально нестабилен для ведения хозяйства).
Если в семье нет условий для проживания ребенка, ему оказывают услуги вне дома. Перечень этих услуг включает следующее:
- передача ребенка на воспитание; (после передачи ребенка на воспитание, социальные работники продолжают наблюдать за семьей)биологические родители имеют право на общение с ребенком, их готовят к возвращению ребенка.
- усыновление;
- приюты домашнего типа;(рассчитаны на 8 человек).
- институциональное попечение; они менее эффективны, так как в наименьшей мере создают нормальную среду для воспитания, они годны только для временного помещения ребенка до окончательного решения его судьбы.)
- судебная система.
Социальная работа в школе.
Задачами социальных работников в школе являются оказание помощи в предупреждении отставания и правонарушений, улучшение посещаемости.
Другим видом социальной работы в школе является работа с родителями.
Школьные соц. работники ведут группы, в которых обсуждают с детьми различные проблемы.
Соц. работники взаимодействуют с учителями школы: консультируют их об индивидуальных особенностях ученика, об отношениях в классе.
Выявляют учеников, нуждающихся в материальной помощи.
Психолого-педагогическая служба «Гайденс».
гайденс – вести – это помощь в затруднительной для человека стуации. В сферу деятельности службы вовлечен большой круг лиц и различные службы: каунслер (советник, воспитатель). Соц. работник, психолог, сотрудник, отвечающий за посещаемость, учителя-консультанты, атташе по связям с органами юстиции, врач, мед.сестры, руководители кружков). Соц. работник в отличие от каунслера занимается небольшой группой учащихся, которая нуждается в специальной помощи.
Подготовка кадров социальных работников
Школы социальных работников являются подразделениями университетов, где идет подготовка соц. работников со степенью бакалавра, магистра (не-обходимы степень бакалавра и опыт работы в социальной сфере) и доктора(необходимы научно-исследовательские навыки, глубокие теоретические знания). В качестве основных элементов изучаются 6 блоков: поведение человека в социуме; социальная политика; теория и практика социальной работы; ценности и этика; исследовательская работа; практика.