double arrow

Общие понятия социальной защиты населения и социального обеспечения


В законодательстве Российской Федерации нет сформулиро­ванных понятий социальной защиты населения и социального обеспечения. В связи с этим в самом начале представляется целе­сообразным определить содержание этих понятий, что позволит в дальнейшем более четко представить социальное обеспечение как систему, в том числе систему осуществляющих его органов. Задачу осложняет отсутствие какого-либо общего нормативного право­вого акта, в котором была бы закреплена вся государственная си­стема социального обеспечения, а также система органов, осуще­ствляющих социальное обеспечение граждан.

В целях выяснения содержания понятия социальной защиты населения обратимся к этимологии слов «социальный» и «защи­та».

Слово «защита» имеет несколько значений: «защитить кого-нибудь, что-нибудь», «предохранить, обезопасить от чего-нибудь», «то, что защищает, служит обороной».

Слово «социальный» озна­чает «общественный, относящийся к жизни людей и их отноше­ниям в обществе»

Сочетание слов «социальный» и «защита» по­зволяет предположить, что под ним понимается комплекс мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятного воз­действия окружающего его мира.




Главной целью таких мер должно являться создание именно благоприятных условий жизни и среды обитания для конкретного индивидуума, которыми обеспечивается поддержание нормаль­ного уровня жизни человека, всемерное развитие его физических и духовных способностей.

Среда обитания человекаэто довольно емкое понятие, вклю­чающее в себя следующее:

- обеспечение занятости;

- работу и нор­мальные условия труда;

- достойную оплату труда;

- наличие и обес­печение комфортным жильем;

- благополучную экологическую об­становку;

- здоровую пищу;

- доступ к образованию и культурным ценностям;

- охрану здоровья;

- сохранность частной собственности;

- в случае необходимости — предоставление различных видов мате­риального обеспечения и многое другое.

Все перечисленное имеет прямое отношение к содержанию понятия социальной защиты на­селения, определяет ее смысл и должно служить рассматривается как дело отдаленного будущего. В настоящее время еще не существует настолько богатого государства, которое смогло бы предоста­вить каждому человеку благоприятные условия для его существования.

Социальная защита населения как понятие имеет общий, со­бирательный смысл. Существуют также специальные понятия со­циальной защиты населения. Для их выявления отбираются раз­личные критерии. Например, по критерию правового статуса граж­данина может быть определена социальная защита лиц, постра­давших от воздействия техногенных аварий и катастроф, и соци­альная защита военнослужащих.



В статье 7 Конституции Российской Федерации говорится о том, что целью социальной защиты населения является гарантированность охраны труда, здоровья людей, минимального раз­мера оплаты труда, обеспечения государственной поддержки материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граж­дан, развития системы социальных служб, установления госу­дарственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной за­щиты.

Применительно к современной ситуации в России обобщен­ное определение социальной защиты населения может быть пред­ставлено так:

Социальная защита населения — это деятельность государственных органов и негосударственных организаций, эконо­мического, правового и организационного характера, адресован­ная нетрудоспособным и трудоспособным гражданам, с целью под­держания их материального положения на уровне, который отве­чает конституционным требованиям достойной жизни человека, в различных формах и видах в установленном законодательством по­рядке.

Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений, в ходе функционирования которых человек как один из субъектов данных отношений полу­чает установленные государством те или иные виды социальной защиты. В этот комплекс могут входить всевозможные обществен­ные отношения, например, трудовые и жилищные, экологиче­ские, по охране здоровья, образовательные, гражданские и се­мейные, земельные, по социальному обеспечению. Такие обще­ственные отношения регулируются соответствующими нормами права и составляют самостоятельные отрасли российского права.



В содержание понятия социальной защиты населения входит со­циальное обеспечение. Как и всякая система, оно должно быть орга­низовано и юридически оформлено (закреплено) надлежащим об­разом, то есть должно иметь организационно-правовую форму.

Государственная система социального обеспечения имеет не­сколько организационно-правовых форм. Их наличие связано глав­ным образом со спецификой социального обеспечения разных ка­тегорий граждан. К числу основных таких форм относятся: обяза­тельное социальное страхование и социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета. Эти формы имеют много различий между собой. Главные из них — это способ обра­зования финансовых средств, из которых производится социаль­ное обеспечение, и категории лиц, подлежащих данному обеспе­чению.

Обязательное социальное страхование представляет собой сис­тему материального обеспечения наемных работников, самостоя­тельно обеспечивающих себя трудом граждан (индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих адвокатов и др.), лиц, добровольно вступивших в отношения по этому страхованию, а также иных категорий лиц, обеспечиваемых пенсиями, пособия­ми, в том числе по охране их здоровья, за счет бюджетов специ­ально созданных фондов социального страхования. Средства этих фондов формируются из отчисляемых страховых взносов, едино­го социального налога страхователей — работодателей, индиви­дуальных предпринимателей, частнопрактикующих адвокатов, лиц, добровольно вступивших в эту систему страхования.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государствен­ного бюджета — это система материального обеспечения и соци­ального обслуживания лиц, не подлежащих обязательному соци­альному страхованию (служащих систем государственной служ­бы, военной службы, правоохранительной службы), а также все­го населения вне зависимости от их принадлежности к каким-либо определенным категориям лиц (бедные или малоимущие, инвалиды, дети и др.).

По способам организации (организационно-правовым формам) социального обеспечения кроме двух ее основных форм — обяза­тельного социального страхования и социального обеспечения за счет ассигнований из государственного бюджета — существует еще смешанная форма, сочетающая в себе обе указанные формы.

Таким образом, реальное положение дел в стране в области социального обеспечения на фоне отсутствия его единой, зако­нодательно закрепленной государственной системы свидетельствует о существовании двух значительно отличающихся друг от друга систем социального обеспечения — для подавляющего большин­ства населения (обязательное социальное страхование) и, по су­ществу, для отдельных, привилегированных категорий граждан, социальное обеспечение которых осуществляется за счет ассиг­нований из государственного бюджета (это относится к госу­дарственным служащим, получающим пенсии за выслугу лет в размере, значительно превышающем размер трудовых пенсий лиц, обеспечиваемых по общей системе). Причины такого по­ложения имеют не только экономический, но и политический характер.

Наличие общего кодифицированного законодательного акта о социальном обеспечении граждан позволило бы сформулировать как само понятие социального обеспечения, так и выделить его главные признаки. Учитывая, что такого акта в настоящее время нет, в научной литературе высказываются различные суждения на этот счет, которые подробно излагаются в специальных иссле­дованиях, в том числе в учебниках и учебных пособиях по дис­циплине «Право социального обеспечения».

Развитие социального обеспечения как отрасли российского права должно базироваться на нормах Конституции Российской Федерации. Так, в ее статье 39 прямо говорится о том, что каждо­му гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания де­тей и в иных случаях, установленных законом.

В конституционных нормах имеются установки, определяющие качественное содержание социального обеспечения. Они и позво­ляют сформулировать понятие социального обеспечения и выде­лить его наиболее характерные признаки. В научной литературе с этой целью используются разные подходы и критерии.

Воспользуемся таким критерием, как общественные отноше­ния по социальному обеспечению.

Первый признак общественных отношений по социаль­ному обеспечению носит особый характер, который проявляется при решении гражданами своих проблем посредством обращения в соответствующие компетентные (уполномоченные) органы и организации в случаях, установленных законодательством. Это про­исходит, например, в случаях, указанных в пункте 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.

По существу, такие общественные отношения являются мате­риальными отношениями, так как в ходе их осуществления гражда­нам предоставляется материальное благо. При получении такого блага они удовлетворяют свои конкретные, индивидуальные по­требности. Блага предоставляются гражданам в денежной или на­туральной форме — в виде государственных пенсий, социальных пособий, социальных услуг — в соответствии со статьей Кон­ституции Российской Федерации.

Этим самым достигается глав­ная цель предоставления материального обеспечения как государ­ственной гарантии — выравнивание доходов граждан в установ­ленных законом случаях до определенного уровня. К таким случаям, которые называются социальными рисками, относятся наступление старости. Болезни, инвалидности, безработицы и прочее.

В современной российской действительности можно говорить только о «подтягивании» доходов граждан в указанных случаях до уровня так называемого прожиточного минимума. (Фактически его можно назвать минимумом физиологического выживания челове­ка, так как он учитывает только его основные потребности в пи­тании и одежде, причем в некоторых услугах — на крайне низ­ком, минимальном уровне.)

Второй основной признак общественных отношений по социальному обеспечению проявляется в осуществлении госу­дарством социального (материального) обеспечения за счет части общего национального продукта, произведенного обществом. Вы­деленные государством средства создают граждане, занятые в об­щественном производстве, — работающие по найму, самостоя­тельно обеспечивающие себя трудом и иные категории лиц. Именно они формируют общественное богатство, называемое внутренним национальным продуктом (ВНП государства). В экономическом смысле здесь речь идет о создании валового внутреннего продукта (ВВП) и распределении его части на социальные нужды. Безус­ловно, общий объем ВВП влияет на ту долю средств, которая выделяется государством на социальное обеспечение.

Основными финансовыми источниками социального обеспе­чения наряду с ассигнованиями из государственного бюджета яв­ляются средства страховых социальных внебюджетных фондов.

Социальные страховые фонды, образуемые вне федерального бюджета, предназначены для реализации конституционных прав застрахованных граждан на их обеспечение в порядке обязатель­ного социального страхования.

Средства страховых социальных фондов формируются такими фондами, как Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС Рос­сии), Федеральный фонд обязательного медицинского страхова­ния (ФФОМС). Согласно законодательству они являются стра­ховщиками.

В Федеральном законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обяза­тельного социального страхования» выделяется главный принцип осуществления страхования, заключающийся в автономности его финансирования. Следовательно, бюджеты социальных страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюд­жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и соответственно не могут подлежать изъятию.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты соци­альных страховых фондов являются единый социальный налог (ЕСН), страховые взносы, дотации, средства федерального бюд­жета, а также средства иных бюджетов в случаях предусмотренных законодательством.

К источникам названных фондов отно­сится также следующее:

- штрафные санкции и пеня;

- денежные сред­ства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требо­ваний к ответственным за причинение вреда застрахованным ли­цам;

- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

- фиксированный платеж от лиц, добровольно вступивших в систему обеспечения по обя­зательному социальному страхованию;

- иные поступления, не про­тиворечащие законодательству.

Размеры тарифов единого социального налога, страховых взно­сов и фиксированного платежа на обязательное социальное стра­хование установлены Налоговым кодексом Российской Федера­ции и законодательством о социальном страховании. В них дается указание на категории плательщиков страховых взносов, опреде­лен объект налогообложения.

Денежные средства социальных страховых взносов должны рас­ходоваться только на цели, устанавливаемые федеральными зако­нами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах названных фондов на очередной финансовый год.

Когда говорят о бюджетных ассигнованиях на цели социального обеспечения, то имеют в виду ту часть государственного бюджета, средства которого непосредственно направляются на социальное обеспечение категорий граждан, не подлежащих прямому обяза­тельному социальному страхованию.

К ним относятся:

- дети;

- граж­дане, имеющие детей;

- военнослужащие и члены их семей;

- госу­дарственные служащие и члены их семей;

- малоимущие граждане, некоторые категории безработных и иных лиц в случаях, установ­ленных законом.

(Причем надо помнить, что существует иерархия бюджетов по вертикали бюджетной классификации — федераль­ный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и мест­ные бюджеты.)

По законодательству средства социальных страховых фондов, как и средства из государственного бюджета, выделяемые на нуж­ды социального обеспечения, организационно не объединены в одном каком-либо фонде государственного социального обеспе­чения. Общее руководство и управление ими осуществляет Пра­вительство Российской Федерации.

Третий специфический признак, присущий обще­ственным отношениям по социальному обеспечению, — это их особый субъектный состав.

С одной стороны, к субъектам причис­ляются такие категории лиц, как дети, больные, лица, имеющие детей, пожилые и престарелые граждане, инвалиды, лица, поте­рявшие кормильца, лица, осуществляющие уход за детьми, пре­старелыми и инвалидами, безработные, а также иные категории граждан, не занятые трудом или нуждающиеся в материальной поддержке по различным причинам и обстоятельствам, предусмотренным законодательством. Сюда включаются и специальные контингента граждан, особо выделяемые законом, — государ­ственные служащие, военнослужащие, служащие правоохрани­тельной системы и др.

С другой стороны, к указанным субъектам относятся соответ­ствующие органы, осуществляющие социальное обеспечение. Сгруппировать их по видам социального обеспечения, как и по категориям граждан, которым они предоставляются, достаточно сложно, поскольку один и тот же вид социального обеспечения может предоставляться разными органами. Например, пособие по беременности и родам женщине в зависимости от ее статуса мо­жет быть выдано администрацией по месту работы или по месту учебы либо органом социальной защиты населения по месту жи­тельства. Поэтому и существует система органов, осуществляю­щих социальное обеспечение.

По организационно-правовым формам социального обеспечения выделяется несколько типов органов социального обеспечения:

а) органы обязательного социального страхования;

б) органы государственной власти;

в) органы муниципальных образований;

г) негосударственные органы;

д) общественные организации.

(Об этом подробно излагается в последующих главах настоя­щего учебника.)

Таким образом, неоднородность органов социального обеспече­ния обусловлена многими факторами, такими как виды социаль­ного обеспечения, субъектный состав и организационно-право­вые формы социального обеспечения.

Совокупность перечисленных признаков общественных отно­шений по социальному обеспечению свидетельствует о существо­вании нескольких групп общественных отношений.

Первая группа общественных отношений — это, скажем, материальные отношения по непосредственному предоставлению категориям граждан, предусмотренным законодательством, соот­ветствующих видов социального обеспечения. В ходе функциони­рования таких отношений происходит реализация права граждан на государственные пенсии, социальные пособия, социальные компенсационные выплаты, социальные услуги, социальную ме­дицинскую помощь, социальные льготы, государственную соци­альную помощь — все это и есть виды социального обеспечения. Правовые нормы, регулирующие такие отношения, в совокупно­сти составляют право социального обеспечения.

Вторая группа общественных отношений складывается при формировании финансовых средств, направляемых на социаль­ное обеспечение. Их участниками могут являться работодатели, лица, самостоятельно обеспечивающие себя доходом, в отдель­ных случаях сами граждане, например добровольно вступившие в систему обязательного социального страхования, компетентные государственные органы, правомочные организации. Такие отно­шения регулируются нормами финансового права.

Третья группа отношений представляет собой довольно сложную структуру организационно-управленческих и админист­ративных отношений в области социального обеспечения, кото­рые возникают между соответствующими компетентными орга­нами и организациями, а в некоторых случаях — между этими органами и гражданами. Такие отношения в большой степени ре­гулируются нормами административного права.

Итак, государственное социальное обеспечение — это регулиру­емая законодательством совокупность общественных отношений по материальному обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услу­гами, предоставлению медицинской и социальной помощи, льгот при наступлении старости, болезни, инвалидности, по случаю поте­ри кормильца, безработицы, бедности и в других случаях, преду­смотренных законом, за счет специально предназначенных для это­го средств фондов обязательного социального страхования и бюд­жетных ассигнований и в установленном законом порядке.

Государственное социальное обеспечение представляет собой комплекс различных мер, направленных на гарантированное ма­териальное обеспечение особых категорий граждан; в реальной жизни эти меры воплощаются в видах социального обеспечения. Государственное социальное обеспечение — это также целостная государственная система, состоящая из относительно самостоя­тельных и в то же время взаимосвязанных и взаимозависимых си­стем.

Рассмотрим эти системы.

Общее понятие государственной системы социального обеспечения.

При определении понятия государственной системы социаль­ного обеспечения мы исходим из того, что под системой пони­мается множество элементов, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом и образующих определенное единство, целостность.

Основу конституционного строя Российской Федерации со­ставляет, в том числе, политика государства, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека, что должно быть достигнуто благодаря гарантируемой Конституцией Российской Федерации (например, указанными статьями 7 и 39) государственной социальной под­держке.

Анализ конституционных норм позволяет выделить следующие компоненты, из которых может состоять система государственного социального обеспечения: формы и виды; финансовые источники; нормативные правовые акты; органы социального обеспечения.

Формы социального обеспечения можно понимать двояко. С од­ной стороны, под формой понимается способ удовлетворения по­требностей, предоставляемых гражданам в денежной форме — пен­сии, пособия, компенсационные выплаты — и в натуральной форме — социальные услуги, социальная помощь в виде одежды, предметов обихода и прочее.

С другой стороны, форма социально­го обеспечения рассматривается как способ организации социаль­ного обеспечения посредством обязательного социального стра­хования или за счет использования ассигнований из государствен­ного бюджета, а также посредством смешанных форм социально­го обеспечения. (Добровольное социальное страхование в настоя­щем учебнике не рассматривается.)

Виды социального обеспечения представляют собой государ­ственные пенсии, социальные пособия, компенсации, социальные услуги, социальную медицинскую помощь, государственную со­циальную помощь, социальные льготы и преимущества и прочее.

Финансовые источники социального обеспечения — это стра­ховые взносы, единый социальный налог, ассигнования из госу­дарственного бюджета, то есть средства обязательного социаль­ного страхования и бюджетные средства, выделяемые на социаль­ное обеспечение.

Нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения по социальному обеспечению, — это законы и подза­конные нормативные правовые акты.

Органами социального обеспечения, как отмечалось выше, мо­гут быть органы обязательного социального страхования и органы государственной власти, органы муниципальных образований, не­государственные органы и общественные организации.

Таким образом, система государственного социального обеспе­чения — это система взаимозависимых форм и видов социального обеспечения, финансовых источников, нормативных правовых ак­тов, органов социального обеспечения. (Могут быть и другие клас­сификации рассматриваемой системы.)

Общую государственную систему социального обеспечения можно представить в виде следующей структуры относительно самостоятельных систем:

- пенсионная система;

- система социальных пособий и компенсационных выплат;

- система социального обслуживания и социальных услуг;

- система социальной охраны здоровья граждан;

- система государственной социальной помощи;

- система социальных льгот и преимуществ.

Указанные системы находятся между собой в определенной связи, так как они базируются на общих правовых принципах со­циального обеспечения и выполняют общие функции, имеющие общий отраслевой метод правового регулирования отношений.

Все они, несмотря на свою относительную самостоятельность, подчинены главной цели — материальному обеспечению граж­дан.

Государственная пенсионная система.

Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Регулирование пенсионных отношений осуществ­ляется следующими федеральными законами: от 15 декабря 2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Феде­рации», от 15 декабря 2001г. «О государственном пенсионном обес­печении в Российской Федерации», от 17 декабря 2001 г. «О тру­довых пенсиях в Российской Федерации», другими нормативны­ми правовыми актами о пенсионном обеспечении.

Государственная пенсионная система состоит из двух относи­тельно самостоятельных пенсионных систем обязательное пен­сионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. На­званы они так потому, что законодатель, надо полагать, произ­вел такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения, находящихся в зависимости от финан­совых источников — страховых взносов, единого социального налога и ассигнований из государственного бюджета.

На наш взгляд, такое деление пенсионных систем не совсем удачно, поскольку обе они являются государственными в силу того, что все пенсии, назначаемые в их рамках, устанавливаются законодательно. Финансовые средства, направляемые на пенси­онное обеспечение граждан, являются государственной собствен­ностью, поэтому гарантом предоставления пенсий по данным си­стемам является государство.

Логичнее было бы именовать пенсионные системы следующим образом:

а) страховая пенсионная система — пенсионное обеспечение в порядке обязательного пенсионного страхования;

б) бюджетная пенсионная система — пенсионное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.

В дальнейшем мы будем придерживаться именно таких наиме­нований.

Страховая пенсионная система — это система создаваемых го­сударством правовых, экономических и организационных мер, которые должны быть направлены на возмещение застрахован­ным гражданам заработка (выплат, вознаграждений), полученно­го ими до установления пенсии, в порядке обязательного пенси­онного страхования.

Бюджетная пенсионная система — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер и осуществляемых им в целях: возмещения гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги лет при выходе на пенсию, а также в связи с достижением установленно­го законом возраста; компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиа­ционных или техногенных катастроф, в случае наступления инва­лидности или потери кормильца; предоставления средств суще­ствования нетрудоспособным гражданам.

Обе пенсионные системы различаются, как отмечалось, по источникам финансирования, по категориям лиц, обеспечивае­мых пенсиями, по видам пенсий, по условиям предоставления пенсий, по нормативным правовым актам, регулирующим работу пенсионной системы, по органам пенсионного обеспечения. Рас­смотрим некоторые из имеющихся различий и их критерии.

Источники финансирования пенсионных выплат. Так, в рамках страховой пенсионной системы источником является бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов, еди­ного социального налога, средств федерального бюджета, сумм пе­ней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвес­тирования) временно свободных средств обязательного пенсион­ного страхования. В последнее время к ним добавились доброволь­ные взносы физических лиц (в отдельных случаях и организаций), не являющихся страхователями или застрахованными лицами.

Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируют­ся за счет налогов, предусмотренных налоговым законодатель­ством, в том числе части единого социального налога.

Различия пенсионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых государственными пенсиями.

В принципиальном плане страховая пенсионная система долж­на «обслуживать» только застрахованных граждан в части, касаю­щейся обеспечения данным видом обязательного социального стра­хования, а значит, имеющих право на трудовые пенсии. К ним относятся граждане Российской Федерации, а также проживаю­щие на ее территории иностранные граждане и лица без граждан­ства.

Здесь речь идет о гражданах: работающих по трудовому дого­вору или по договору гражданско-правового характера, предме­том которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договорам; самостоятельно обес­печивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариу­сы, адвокаты); являющихся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; работающих за пределами территории России в случае уплаты ими страховых взносов в установленном законодательством порядке.

К ним также относятся лица, являющиеся членами ро­довых, семейных общин малочисленных народов Севера, зани­мающихся традиционными отраслями хозяйствования, и иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пен­сионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации».

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют российские граждане, соблюдающие условия, предусмот­ренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

К ним относятся, напри­мер:

- федеральные государственные служащие;

- военнослужащие;

- участники Великой Отечественной войны;

- граждане, пострадав­шие в результате радиационных или техногенных катастроф;

- не­трудоспособные граждане, не имеющие права на трудовые пенсии.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, пользуют­ся пенсионным правом на тех же основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено названным законом или международными договорами Российской Федерации.

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пен­сии в соответствии с российским законодательством, обычно ус­танавливается одна пенсия по их выбору. Вместе с тем есть исклю­чения из общего правила.

В пенсионных законах четко определены категории лиц, имею­щих право на одновременное получение двух пенсий.

К ним отно­сятся:

- ставшие инвалидами вследствие военной травмы;

- участни­ки Великой Отечественной войны;

- родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исклю­чением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в ре­зультате их противоправных действий);

- вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, в Великую Отечественную вой­ну, в войну с Японией, которые не вступили в новый брак;

- граж­дане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

- нетрудоспособные граждане и др.

Условия предоставления пенсий в рамках двух пенсионных сис­тем также различаются по перечисленным категориям лиц.

Для того чтобы иметь право на выплатыпо страховой пенсион­ной системе, граждане должны выполнить соответствующие условия, установленные для той или иной трудовой пенсии.

Так, пра­во на трудовые пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, либо те и другие, достигшие сниженного возраста (в связи с осо­быми условиями труда, природно-климатическими условиями про­живания, медико-биологическими факторами, безработицей). При отсутствии стажа устанавливается социальная пенсия в со­ответствии с Федеральным законом «О государственном пенси­онном обеспечении в Российской Федерации».

Трудовая пенсия по инвалидности предоставляется лицу, признанному ин­валидом, при наличии ограничения способности к трудовой дея­тельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям, независимо от причины инвалидности, страхового стажа, продолжения инвалидом трудовой деятельности, времени наступления инвалидности — в период или до поступления на работу либо после прекращения работы. Исключение составляют случаи полного отсутствия у инвалида страхового стажа, наступ­ление инвалидности вследствие совершения им умышленного уго­ловно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, ког­да назначается социальная пенсия по инвалидности в соответ­ствии с указанным федеральным законом.

Для получения трудовой пенсии по случаю потери кор­мильца необходимо иметь статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, если этот член семьи состоял на его ижди­вении, либо выполнять иные требования, предусмотренные Фе­деральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции».

При полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совер­шения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умыш­ленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установле­ны в судебном порядке, назначается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе­дерации».

Для получения пенсий по бюджетной пенсионной системе каж­дой категории граждан установлены свои условия. Они указаны в федеральных законах и других нормативных правовых актах.

Так, право на пенсию за выслугу лет у федеральных государ­ственных служащих возникает при наличии стажа государствен­ной службы не менее 15 лет и при их увольнении с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным в ука­занном федеральном законе.

Пенсия по инвалидности на­значается военнослужащим, ставшим инвалидами в период про­хождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев поселе увольнения с военной службы либо в случае наступления ин­валидности позднее этого срока, но вследствие ранения, конту­зии, увечья или заболевания, которые получены в период про­хождения военной службы.

Условия обеспечения пенсиями дру­гих военнослужащих установлены в Законе Российской Федера­ции от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, про­ходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Го­сударственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреж­дениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Различия в органах пенсионного обеспечения могут выявляться по разным критериям. Ими могут быть и финансовые источники, за счет которых производятся пенсионные выплаты, организационно-правовые формы пенсионного обеспечения, категории лиц, обеспечиваемых пенсиями, и нормативные правовые акты, регу­лирующие пенсионные отношения.

При наличии названных пенсионных систем может существо­вать несколько органов по выплате пенсий, что свидетельствует об отсутствии в стране единой федеральной пенсионной системы.







Сейчас читают про: