Метод, система социального обеспечения

Заключение

Метод, система социального обеспечения

План

Заключение

Оказавшись в проблемной ситуации и не имея специальных юридических познаний и навыков, человек нуждается в квалифицированной помощи юриста профессионала для осуществления и защиты своих прав и интересов, особенно, если человек оказался в трудной жизненной ситуации: стал сиротой, инвалидом, испытывает проблемы со здоровьем, подвергается жестокому обращению в семье. В связи с этим, право гражданина на юридическую помощь на безвозмездной основе носит универсальный характер, поскольку выступает в качестве гарантии эффективной реализации иных прав и свобод личности, в том числе процессуальных прав участника гражданского судопроизводства. Государство в лице заинтересованных служб и ведомств оказывает нуждающимся лицам такие услуги, чтобы вернуть их к нормальной жизни, помочь остаться полноценными членами общества.

И в этом представляется главным понимание вопроса о том, что Социальное право выполняет названные нами основные функции:

-экономическую;

- политическую;

-социальную;

-воспитательную.

Выделение этих функций необходимо для понимания специфики и социального назначения социального права.

Литература:

1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации // Рос. газ. - 1993. - 25 декабря.

  1. Право социального обеспечения: учеб. пособие / под ред. Е. Е. Мачульской и Ж. А. Горбачевой. - Изд. 3- е. - М.: Книжный мир, 2007.
  2. Право социального обеспечения России: учебник / под ред. М.О. Буянова, К.Н Гусова и др.; отв. ред. К.Н.Гусов. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.

Тема 2.Право социального обеспечения: понятие, предмет, метод, система

1.Общие положения: понятие, предмет

1.Общие положения: понятие, предмет

Прежде чем рассматривать предмет и метод права социального обеспечения, необходимо определиться непосредственно с понятием социального обеспече­ния. Его содержание и параметры формировались по­степенно по мере развития самой системы социально-

го обеспечения в нашем государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

Согласно «Словарю русского языка» С. И. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление дос­таточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества. Но так как формы и виды та­кой помощи могут быть самыми разнообразными, в науке сложились две основные концепции содержа­ния понятия социального обеспечения — экономичес­кая (широкая) и правовая (узкая).

Например, основоположник советского права со­циального обеспечения как самостоятельной отрасли права В. С. Андреев указывал, что [социальное обеспе­чение — это совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечени­ем граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслужи­ванием и лечением как важнейшими средствами оз­доровления, профилактики и восстановления трудо­способности.

Р. И. Иванова, разрабатывая понятие социального обеспечения как категории, имеющей общечеловечес­кую ценность, считает, что социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ не в об­мен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физи­ческих, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в це­лях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создавае­мых в обществе, в случаях и на условиях, установлен­ных в социальных, в том числе правовых, нормах.

Учитывая имеющиеся точки зрения, можно выде­лить основные современные устойчивые критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения можно назвать социальным:

объективные основания, вызывающие потреб­ность в особом механизме социальной защиты, на­правленные на поддержание или предоставление оп­ределенного уровня социального обеспечения;

образуемые государством специальные фонды, являющиеся источниками средств для предоставле­ния социального обеспечения;

особые способы предоставления средств к суще­ствованию;

закрепление круга лиц, подлежащих социаль­ному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах (прежде всего в законах).

По источникам и способам формирования специ­альных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспече­ние, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспе­чения.

Поскольку существует какая-то область отноше­ний между людьми, постольку существует и специ­альная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспече­ние как деятельность и как совокупность обществен­ных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения. В самостоятельную отрасль право социального обеспечения выделилось в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в., а до этого време­ни отношения по социальному обеспечению рассмат­ривались в рамках административного, гражданско­го, трудового и колхозного права.

Право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой сово­купность норм и правовых институтов, регулирую­щих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств госу­дарственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помо­щи и обслуживании.

Что касается понятия предмета права социального обеспечения, то оно неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его содер­жанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы об­щественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граж­дан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсаци­онные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных соци­альных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т. д., медицин­ское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

3.) процедурные и процессуальные отношения, свя­занные с установлением юридических фактов, а так­же реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения (они предшествуют, сопут­ствуют или вытекают из отношений, входящих в пер­вые две группы, и самостоятельно существовать не могут).

Е. Е. Мачульская и Ж. А. Горбачева в комплексе отношений по социальному обеспечению выделяют, во-первых, материальные отношения по распределе­нию государственных социальных внебюджетных фондов и перераспределению части государственного бюджета, во-вторых, отношения по правопримени­тельной деятельности, содержанием которых являет­ся установление юридических фактов и вынесение решений по вопросам социального обеспечения (про­цедурные отношения). При этом, вслед за Э. Г. Туч­ковой, они не включают в предмет права социального обеспечения процессуальные отношения, складываю­щиеся в связи с разрешением споров или разногласий в области социального обеспечения.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Таким образом, по мнению Е. Е. Мачульской, со­циальное обеспечение представляет собой совокуп­ность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и пе­рераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты ими заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содер­жанию и воспитанию детей, поддержке других чле­нов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объек­тивным социально значимым причинам, а также для оказания им медицинской помощи и социального об­служивания.

В других научных трудах и учебных пособиях по вопросам социального обеспечения можно встретить и иные формулировки понятия социального обеспе­чения. Так, в учебнике «Право социального обеспе­чения» под редакцией К. Н. Гусова указывается: «Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной по­литики государства, направленную на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств специальных внебюджетных государствен­ных фондов и госбюджета в случае наступления со­бытий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью вы­равнивания социального положения этих граждан по сравнению с другими членами общества».

Исходя из приведенных выше определений, сис­теме социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компен­сационных выплат, социальное обслуживание, меди­цинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обес­печение жильем (эти права должны входить туда по мнению сторонников «широкой» сферы социального обеспечения) по причине отсутствия событий, с кото­рыми связывается социальное обеспечение. Необхо­димо также отметить, что систему социального обес­печения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населе­ния, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружаю­щей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнеде­ятельности человека и функционирования государ­ства.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

В связи с введением в действие с 1 января 2001г. 2 части Налогового кодекса и установлением единого социального налога изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. К данным фондам относятся:

Фонд социального страхования РФ,

Пенсионный фонд РФ,

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т. д.).

Наряду с централизованными формами в последнее время получают распространение и формы негосударственного социального обеспечения. К их числу можно отнести:

Муниципальное социальное обеспечение

Так, например, Правительством Москвы осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. В этих целях Правительством Москвы ежегодно утверждается комплексная программа мер социальной защиты москвичей. В числе этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.

2. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Эти фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального Закона от 07.05.98г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". В настоящее время в России функционирует свыше 250 НПФ, имеющих лицензию.

Исключительным видом деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность НПФ заключается в аккумулировании пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных обязательств фонда и выплате негосударственных пенсий участникам фонда.

3. Благотворительную деятельность граждан и юридических лиц.

Правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.95г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Закона г. Москвы от 05.07.95г. № 11-46 "О благотворительной деятельности" (с изменениями и дополнениями от 10.06.98г.).

4. Предоставление работникам предприятий (в т.ч. и вышедшим на пенсию) за счет прибыли различных льгот и компенсаций.

Следует различать понятия "социальное обеспечение" и "социальная защита".

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищания, ростом числа безработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить эту проблему в рамках одной отрасли - права социального обеспечения - невозможно, поскольку здесь необходим выход на несколько отраслей права: трудовое право - проблемы безработицы, занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в области труда (например, установление минимального размера оплаты труда), жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, семейное право - вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и обязанностей родителей, детей, супругов и т.д., экологическое право - проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к праву социальное обеспечение. Таким образом, понятие "социальная защита" значительно шире понятия "социальное обеспечение", а социальное обеспечение является составной частью социальной защиты.

Систему органов, осуществляющих социальную защиту населения, возглавляет Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России).

В регионах России: автономных республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге вопросы социальной защиты находятся в ведении Департаментов или Комитетов администрации соответствующей территории, а вопросы пенсионного обеспечения – в Отделениях Пенсионного фонда РФ (за исключением отдельных регионов, где пенсионная служба относится к органам социальной защиты).

Таким образом, предмет права социального обес­печения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению человека.

Как известно, метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых государство обеспечивает необходимое поведение участников определенного комп­лекса общественных отношений.

По мнению Р. И. Ивановой, поддержанному впос­ледствии рядом ведущих ученых, основным методом права социального обеспечения является социальная алиментация. В настоящее вре­мя под социальной алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет государственных внебюд­жетных фондов социального назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно, вне связи с трудовой деятельностью и уп­латой страховых взносов, безэквивалентно, но с уче­том трудового (страхового) стажа, или возмездно не­эквивалентно, как правило, на договорной основе.

Метод права социального обеспечения характери­зуется следующими особенностями:

— сочетанием централизованного (федерального и
регионального) и локального способов регулирования
прав и обязанностей субъектов, что обусловлено рас­пределительным характером социально-обеспечитель­ных отношений, при этом в ст. 72 Конституции РФ
закреплено, что вопросы социального обеспечения на­ходятся в совместном ведении Российской Федерации
и ее субъектов;

сочетанием нормативных и договорных спосо­бов воздействия, причем условия, достигнутые при договорном способе регулирования, не должны ухуд­шать положение граждан (в том числе работников) по сравнению с действующим законодательством;

спецификой юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение со­ответствующих правоотношений (почти все юриди­ческие факты — это не действия, а события, которые возникают объективно и не зависят от воли людей);

— абсолютным характером прав граждан как
субъектов социального обеспечения (государство в
лице его органов выступает обязанным субъектом);

— спецификой ответственности (ее правовосстановительным характером, отсутствием штрафных санк­ций и неограниченностью размерами заработной пла­ты), а также спецификой способа защиты нарушенно­го права (законодательством предусмотрен как административный, так и судебный порядок разре­шения соответствующих споров в порядке граждан­ского судопроизводства).

Субъектами социального обеспечения выступают, с одной стороны, физическое лицо (гражданин России, иностранец или лицо без гражданства), с другой — компетентный государственный орган социального обеспечения. Участники отношений по социальному обеспечению являются экономически неравными, но административно не зависимыми друг от друга.

Метод права социального обеспечения - совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

-сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);

-права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.).

Представляется, что правовая регламентация этого процесса должна сопровождаться двумя режи­мами: диспозитивным, предполагающим выбор са­мостоятельного решения возникших проблем, и императивным, в случае крайней необходимости, то есть невозможности самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией. Диспозитивному режиму правового регулирования в сфере оказания юридических услуг, по нашему мне­нию, подвергаются отношения в сфере опеки, по­печительства, патронажа, патроната, и иные ранее отмеченные отношения, которые мы выбрали в качестве объекта исследования.

Правовое регулирование этих отношений мы предлагаем объединить единым родовым понятием «социальное содействие», являющимся составной частью «юридического сопровождения».

«Юридическая поддержка» наряду с «социальным содействием» являются базовыми элементами пра­вовой модели социального сопровождения и разли­чаются применением различных режимов правово­го регулирования. Наиболее эффективным граж­данско-правовым средством и основанием социаль­ного содействия в решении правовых проблем лиц, находя­щихся в трудной жизненной ситуации, следует признать договор безвозмездного оказания соци­альных и юридических услуг и различные его модификации: дого­вор об опеке (попечительстве), договор о передаче ребенка в приемную семью, договор социального обслуживания и другие.

Вместе с тем заслуживает внимания изучение и других договорных отношений, основанием которых выступают договоры: поручения, доверительного уп­равления имуществом, добровольного медицинско­го и пенсионного страхования, связанных идеей максимального использования внутреннего ресурса личности для преодоления негативных последствий трудной жизненной ситуации. Представляется, что более детальное изучение этих отношений под углом зрения участия в них особого субъектного состава позволит отнести эту деятельность к отношениям по оказанию социально-юридических, социально-страховых и других социальных услуг.

Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

Все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

Специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.

А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением - в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:

общую часть,

особенную часть,

специальную часть.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

трудовые пенсии - по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;

по государственному пенсионному обеспечению - за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

- пособия,

- социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

В общей теории права под системой правовой отрас­ли понимают объективно существующее внутреннее ее подразделение на части, подотрасли и институты, ко­торые, в свою очередь, состоят из определенных пра­вовых норм. Следовательно, система права социально­го обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структуриро­ванной последовательности в соответствии со специфи­кой регулируемых общественных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: