Сущность и классификация цен
Цена – это денежное выражение продуктивной стоимости товара, работ, услуг.
Значение цены является огромным: она устанавливает структуру и производственный объем, движение денежных потоков, распределение продуктивной массы; влияет на массу дохода, рентабельность товара и производственных процессов, на социальный уровень жизни.
Формирование цен:
1. Оптовая цена изготовителя = Себестоимость производства и реализации + Прибыль производителя.
2. Оптовая отпускная цена = Оптовая цена изготовителя + Косвенные налоги (акциз, НДС).
3. Оптовая цена закупки = Оптовая отпускная цена + Посредническая надбавка.
Посредническая надбавка = Издержки посредника + Прибыль посредника + НДС.
4. Розничная цена = Оптовая цена закупки + Торговая надбавка.
Торговая надбавка = Издержки торговли + Прибыль торговли + НДС.
Ценовая система – это упорядоченная совокупность различных видов цен.
Цены классифицируются по нескольким признакам.
I. Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики:
|
|
1) оптовые цены на промышленные товары;
2) закупочная стоимость товара сельского хозяйства;
3) стоимость строительных товаров;
4) тарифы грузового и пассажирского транспорта;
5) стоимость потребительских товаров;
6) тарифы на услуги;
7) внешнеторговые цены:
- экспортные цены;
- импортные цены.
Одной из разновидностей оптовой цены является трансфертная цена,1 применяемая при коммерческих операциях между подразделениями организации.
II. Дифференциация цен по степени участия государства в ценообразовании:
1. Рыночные цены – устанавливаются в процессе взаимоотношений лиц ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры:
- свободные;
- монопольные;
- демпинговые.
2. Регулируемые цены – складываются на рынке в процессе прямого государственного воздействия:
- фиксированные;
- предельные.
III. Дифференциация цен по стадиям ценообразования:
1) оптовые цены производителя;
2) отпускные оптовые цены;
3) оптовые цены закупки;
4) розничные цены.
IV. Дифференциация цен по транспортной составляющей.
Выполнение зависит от порядка оплаты транспортных издержек. На практике может отражаться в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта на пути движения товара от производителя до клиента транспортные издержки включены в состав цены:
1. Франко-склад поставщика – цена товара на складе поставщика;
2. Франко-станция отправления – п.1 + расходы по доставке на станцию отправления;
3. Франко-вагон станция отправления – п.2 + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления;
4. Франко-вагон станция назначения – п.3 + расходы по транспортировке до станции назначения;
|
|
5. Франко-станция назначения – п.4 + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения;
6. Франко-склад потребителя – п.5 + расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя.
V. Дифференциация цен по характеру ценовой информации: аукционные цены, биржевые (биржевые котировки), цены фактических сделок, справочные цены и ценовые индексы.
VI. Дифференциация в зависимости от времени действия:
1) долговременные цены (не изменяются на протяжении длительного периода);
2) текущие цены (могут изменяться в рамках одного контракта, отражают конъюнктуру рынка);
3) скользящие или падающие цены (постепенно снижаются по мере насыщения рынка);
4) гибкие цены (быстро реагируют на изменение спроса и предложения, например при продаже скоропортящихся продуктов в конце дня цены ниже);
5) сезонные цены (действуют в определенный период времени, например. На путевки, туристское снаряжение).