Лекция 10. Ценообразование на предприятии

Сущность и классификация цен

Цена – это денежное выражение продуктивной стоимости товара, работ, услуг.

Значение цены является огромным: она устанавливает структуру и производственный объем, движение денежных потоков, распределение продуктивной массы; влияет на массу дохода, рентабельность товара и производственных процессов, на социальный уровень жизни.

Формирование цен:

1. Оптовая цена изготовителя = Себестоимость производства и реализации + Прибыль производителя.

2. Оптовая отпускная цена = Оптовая цена изготовителя + Косвенные налоги (акциз, НДС).

3. Оптовая цена закупки = Оптовая отпускная цена + Посредническая надбавка.

Посредническая надбавка = Издержки посредника + Прибыль посредника + НДС.

4. Розничная цена = Оптовая цена закупки + Торговая надбавка.

Торговая надбавка = Издержки торговли + Прибыль торговли + НДС.

Ценовая система – это упорядоченная совокупность различных видов цен.

Цены классифицируются по нескольким признакам.

I. Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики:

1) оптовые цены на промышленные товары;

2) закупочная стоимость товара сельского хозяйства;

3) стоимость строительных товаров;

4) тарифы грузового и пассажирского транспорта;

5) стоимость потребительских товаров;

6) тарифы на услуги;

7) внешнеторговые цены:

- экспортные цены;

- импортные цены.

Одной из разновидностей оптовой цены является трансфертная цена,1 применяемая при коммерческих операциях между подразделениями организации.

II. Дифференциация цен по степени участия государства в ценообразовании:

1. Рыночные цены – устанавливаются в процессе взаимоотношений лиц ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры:

- свободные;

- монопольные;

- демпинговые.

2. Регулируемые цены – складываются на рынке в процессе прямого государственного воздействия:

- фиксированные;

- предельные.

III. Дифференциация цен по стадиям ценообразования:

1) оптовые цены производителя;

2) отпускные оптовые цены;

3) оптовые цены закупки;

4) розничные цены.

IV. Дифференциация цен по транспортной составляющей.

Выполнение зависит от порядка оплаты транспортных издержек. На практике может отражаться в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта на пути движения товара от производителя до клиента транспортные издержки включены в состав цены:

1. Франко-склад поставщика – цена товара на складе поставщика;

2. Франко-станция отправления – п.1 + расходы по доставке на станцию отправления;

3. Франко-вагон станция отправления – п.2 + расходы по погрузке в вагоны на станции отправления;

4. Франко-вагон станция назначения – п.3 + расходы по транспортировке до станции назначения;

5. Франко-станция назначения – п.4 + расходы по выгрузке из вагонов на станции назначения;

6. Франко-склад потребителя – п.5 + расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя.

V. Дифференциация цен по характеру ценовой информации: аукционные цены, биржевые (биржевые котировки), цены фактических сделок, справочные цены и ценовые индексы.

VI. Дифференциация в зависимости от времени действия:

1) долговременные цены (не изменяются на протяжении длительного периода);

2) текущие цены (могут изменяться в рамках одного контракта, отражают конъюнктуру рынка);

3) скользящие или падающие цены (постепенно снижаются по мере насыщения рынка);

4) гибкие цены (быстро реагируют на изменение спроса и предложения, например при продаже скоропортящихся продуктов в конце дня цены ниже);

5) сезонные цены (действуют в определенный период времени, например. На путевки, туристское снаряжение).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: