Принципы антимонопольной политики. Проблема монополизации российского рынка

 

В силу нежелательных для экономики и общества потерь от монополизма все государства проводят антимонопольную политику. Принципы: свобода экономической деятельности; свободное движение товаров, услуг и финансовых средств; дифференциация и защита личных и общественных интересов; поощрение отношений конкуренции; предупреждение экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию; специализация регулирования природных и государственных монополий. Антимонопольная (конкурентная) политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных предприятий во всех сферах экономики. Цель: предотвращение возникающих ограничений конкуренции путем соблюдения антимонопольного законодательства и наложения санкций в случае его неисполнения. В антимонопольной политике теоретические аспекты зачастую не соответствуют практическим действиям. Это происходит из-за некоторых трудностей, возникающих при антимонопольном регулировании. В компетенцию ФАС, например, входит только возможность препятствовать ограничению конкуренции. Но предшествовать развитию эффективной конкуренции на рынке - тоже немаловажная задача, на которую необходимо направить комплекс инструментов государственной политики. Другие проблемы: несовершенная судебная система РФ (продолжительные процессы), отсутствие стимула у монополиста к соблюдению антимонопольного законодательства.

Рынок факторов производства. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы.

Фактор – «делающий». Для производства товаров и услуг фирмам необходимы ресурсы, которые приобретаются на рынках факторов производства. Доходы: труд - зарплата, земля - рента, капитал – процент, предпринимательство – прибыль.Цены на ресурсы учитываются фирмами в процессе принятия решений о том, что и как производить.Спрос на факторы производства вторичен, то есть происходит из спроса на продукты, сделанные из соответствующих ресурсов. Спрос на ресурсы изменяется под влиянием следующих факторов: изменение в производительности и цене ресурсов; изменения в спросе и цене продукта, который производится с помощью данного ресурса. Предельная доходность ресурса может быть рассчитана по формуле: MRP=MP-MR. Фирма максимизирует прибыль, увеличивая применение каждого из факторов производства до той точки, которая MRP=MRC.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: