Структура олигополистического рынка

Олигополия -тип рынка, при котором отраслевой спрос большого числа производителей удовлетворяется небольшим количеством продавцов (3-10). Черты: немногочисленность фирм в отрасли, продукт может быть стандартизированным (металлургия) и дифференцированным (автомобилестроение), вход на рынок затруднён или невозможен (барьеры - крупный капитал, правительственные привилегии), большая взаимозависимость, следствие - стратегическое поведение ((не)кооперативное). Картель - официальное соглашение фирм по поводу цен и объёма производства или о разделе рынков сбыта. Модели поведения: ломаная кривая спроса (объясняет твёрдость цен, несмотря на увеличение затрат; нет сговора), тайный сговор, «издержки +» (автомобилестроение – средние издержки плюс прибыль - процент от уровня средних издержек), «ценовой лидер» (цена берётся за рыночную, молчаливое согласие следовать за лидером), «теория игр» (действия одного игрока отражаются на действиях других). Максимизация прибыли: при изменении объёмов производства MR=MC<P. Виды олигополий: дуополия (жёсткая олигополия) — 2 фирмы делят отраслевой объем спроса в пропорции, соответствующей производственным возможностям каждой из них; чистая - в отрасли функционируют от восьми до десяти фирм с примерно равным объемом продаж на рынке. Возникают понятия «большая пятерка», «большая десятка»; расплывчатая— положение на рынке, при котором пять–шесть крупных фирм делят между собой около 80% отраслевого объема продаж, а оставшаяся часть приходится на конкурентное окружение (окраину). Типы олигополии: гомогенная (фирмы, производящие однородный продукт (нефть); гетерогенная (фирмы, производящие дифференцированную продукцию (автомобили).

Чистые монополии

Чистая монополия – рыночная структура, при которой существует единственный продавец товара, у которого нет близких заменителей, но имеется множество покупателей. Поддержание чистой монополии требует условий для предотвращения конкуренции, которые возникают по следующим причинам: в связи с получением исключительных прав от правительства; наличие патентов и авторских прав; обладание уникальными природными ресурсами; низкие издержки производства крупной фирмы; формирование изолированных местных рынков. Монополист сам определяет цену товара или его количество, предлагаемое на продажу; он является ценопроизводителем. Монополист может устанавливать более высокую цену на свой товар, если спрос неэластичен, а если эластичен, то снижение цены приведет к росту общего дохода. Монополист максимизирует прибыль при объёме производства, при котором MR=MC<P. Спрос в данной точке всегда эластичен по цене. Если при данном объёме P>ATC, то монополия получает экономическую прибыль. Если монополия прибыльна в краткосрочный период, то она будет прибыльна и в долгосрочный. С целью увеличения прибыли монополии прибегают к ценовой дискриминации, которая возникает, когда одинаковые товары продаются различным покупателям по разным ценам (подписка на журнал для ЮЛ дороже). Формы дифференцирования: пространственное, индивидуальное, по назначению, по количеству (оптом, в розницу), временное. Если рыночный спрос на товар может обеспечить одна крупная фирма с меньшими долгосрочными средними издержками, то такая фирма называется естественной монополией. Причины появления: экономия, отдача от масштаба...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: