Общие черты несовершенной конкуренции. Три типа рынков несовершенной конкуренции

 

Существующие реалии расходятся с условиями совершенной конкуренции. Черты: барьеры, препятствующие входу на рынок капиталов (патенты, лицензии, авторское право), мобильности экономических ресурсов, ориентация производства на дифференцированную продукцию. Типы рынков: 1) чистая монополия (действует только один продавец, у которого нет конкурентов; отсутствуют товары-заменители; блокирован вход на рынок). Возникают там, где отсутствуют альтернативы товару или услуге, близкие заменители. Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса. 2) Олигополия – рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен барьерами. Черты: 1. Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти (сталелитейная и автомобильная промышленность, производство стройматериалов). 2. Барьеры, связанные с эффектом масштаба, патентной монополией (фирмы «Ксерокс», «Кодак», «IBM»), монополией контроля над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу. 3. Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Поведение олигополистов: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. 3) Монополистическая конкуренция (производство дифференцированных товаров и услуг на рынке, где действует большое количество продавцов и покупателей).

Структура рынка монополистической конкуренции. Общеэкономическое значение дифференциации продукта и рекламы.

 

МК - рыночная структура, при которой много фирм предлагают дифференцированные продукты. Черты: товар - несовершенный заменитель продукта другой фирмы (упаковка, качество, реклама), относительно большое число продавцов с небольшой долей рынка (1-10% продаж в год), вход на рынок свободный, мнение конкурентов при выборе цен не учитывается. В краткосрочном периоде фирма может получать экономическую прибыль, что привлекает новых продавцов (пока прибыль не станет нулевой). Равновесие: Р=TC=MC. В долгосрочном - только нормальная прибыль. Дифференциация продукта в условиях приводит к тому, что вместо единого рынка конкретного товара складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, где существует разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Пэтому на рынке МК вступают в соперничество не столько через цены, сколько через дифференциацию продукта и услуг. Эта черта, называемая неценовой конкуренцией, является главной для данной структуры рынка. Дифференцирование: пространственное, индивидуальное, по назначению, по количеству, временное. Значение рекламы как экономического инструмента заключается в стимулировании рыночных отношений спроса и предложения, которое производится через предоставление потребительским аудиториям информационных моделей вынесенных на рынок предложений. Рекламная деятельность содействует регулированию спроса и предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: