Нематериальные активы

У любой организации есть имущество. Это имущество может принадлежать ей на праве собственности либо владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником.

Имущество – это, в основном, внеоборотные активы:

- нематериальные активы;

- ОС;

- долгосрочные финансовые вложения.

Начнем мы с ознакомления с нематериальными активами (НА).

Нематериальные активы – это объекты интеллектуальной собственности, на которые у организации есть исключительные права. У нематериальных объектов, как следует из названия, нет материального, вещественного выражения, их нельзя пощупать. Они обособлены от другого имущества, предназначены для использования в производственных и (или) управленческих целях, используются в течение длительного времени (свыше 12 месяцев). Их можно перепродавать, но не ранее, чем через год с момента ввода в эксплуатацию.

К НА относят:

- патенты и лицензии;

- товарные знаки;

- права на пользования землей, полезными ископаемыми;

- брокерские места;

- ноу-хау;

- программное обеспечение;

- деловая репутация;

- расходы на научно-исследовательские и т.п. работы (НИОКР);

- другие.

Инвестиции в НА окупаются в течении определенного периода за счет дополнительной прибыли, получаемой в результате их применения, и за счет амортизационных отчислений.

НА могут быть приобретены за плату, в обмен на другое имущество, получены безвозмездно от юридических или физических лиц, внесены учредителями, получены в виде субсидии государственных органов. НА оцениваются в зависимости от источника приобретения,вида активов, их роли в хозяйственной деятельности:

- внесенные учредителями в счет их вклада в уставной капитал – по цене договоренности сторон,

- приобретенные – исходя из фактических затрат на приобретение и приведение в состояние, в котором они пригодны для использования,

- полученные безвозмездно – по цене оприходования (устанавливается экспертным путем).

НА также классифицируют:

- по степени правовой защищенности (защищенные патентами, лицензиями, авторскими правами и незащищенные);

- по степени ликвидности и степени риска (высоколиквидные, среднеликвидные, низколиквидные).

Выбытие НА осуществляется в результате:

-их списания по истечении срока службы и при полной амортизации (организация устанавливает срок полезного использования по каждому виду НА, если он неустановлен в договоре, патенте, свидетельстве);

- их списания ранее установленного срока службы;

- их продажи (уступки прав);

- их безвозмездной передачи.

Необоснованный рост НА приводит к уменьшению собственного оборотного капитала, снижению текущей ликвидности, замедлению оборачиваемости капитала.

Особый интерес в составе НА представляет деловая репутация хозяйствующего субъекта. Она определяется как разница между покупной стоимостью организации (как имущественного комплекса) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех активов и обязательств. Разница эта может быть как положительной, так и отрицательной. В составе НА учитывается только положительная деловая репутация, а отрицательная рассматривается как доходы будущих периодов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: