Смена парадигмы управления в России

За последние годы ситуация в России существенно изменилась. Административную систему управления сменила рыночная система; процессы демократизации принесли гражданам права и свободы; приобщение к технологической, электронной и информационной революциям полностью изменило российский образ жизни.

Основные изменения в России включают переход к рынку и демократии, распад СССР. В результате перехода к рынку российские предприятия получили свободные цены, право выбора поставщиков и потребителей, перспективу выхода на международные рынки. Вместе с тем ужесточилась конкуренция, на отечественном рынке появились зарубежные производители.

Переход к рыночным условиям сопровождается формированием рынка труда, повышением социальной ответственности предприятий, большой ориентацией на правовое государство.

В результате перемен, произошедших за последние годы, российские предприятия получили не только новые возможности, но и многочисленные трудности, имеющие в основном внутренний характер и связанные с необходимостью реформирования организации.

Основные цели реформирования организации:

–> обеспечение соблюдения законодательства, требований всех видов права (административного, налогового, трудового, гражданского, конкурентного, экологического, международного и др.);

–> разработка системы менеджмента, максимально учитывающей экономические законы функционирования рынка, законы организации и охраны окружающей природной среды, научные подходы, принципы и современные методы принятия управленческих решений;

–> повышение конкурентоспособности организации и товаров на основе концепций стратегического и тактического маркетинга, стратегического, инновационного, финансового, производственного и других видов менеджмента;

–> повышение эффективности и устойчивости функционирования организации;

–> защита прав работников;

–> обеспечение всех заинтересованных лиц (учредителей, акционеров, инвесторов и др.) достоверной информацией о финансово-экономическом положении организации.

Научно-технический прогресс и невиданных размеров концентрация научного и производственного потенциалов, особенно в годы Второй мировой войны, привели к реструктуризации мировой экономики. Жизнеспособность бизнеса стала определяться его гибкостью, динамичностью и адаптивностью к требованиям внешней среды.

Радикальное изменение парадигмы управления – системы взглядов на управление – во второй половине XX века связано с развитием рыночно-предпринимательских экономических отношений. Так возникла настоятельная потребность в разработке новой парадигмы управления (табл. 1.3 и 1.4).

Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов на уровне организаций и предприятий. Движение к рынку является сложным процессом, непременным и активным участником которого должно быть государство.

Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса конца 1920-х гг. Государство должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.

Основные положения старой и новой парадигмы управления

 

38) Возрастание интенсивности конфликта как сознательно спровоцированный процесс обозначается термином «разжигание» конфликта. Такая акция зачастую используется заинтересованными в поддержании конфликтной ситуации силами в самых различных областях общественной жизни. Интенсивность противоборства возрастает тем больше, чем выше значение для сторон предмета противоречия и чем сплоченнее противостоящие субъекты вокруг избранных целей борьбы. Интенсивность конфликта, естественно, снижается на стадии его затухания и по мере разрешения. Напротив, она нарастает, если конфликт подавляется или разрешается путем взаимного уничтожения сторон.

Действенным средством снижения интенсивности противостояния служит регулирование конфликта. В противоположность подавлению, этот метод ведет не к разрастанию борьбы, а делает конфликт управляемым, смягчающимся.

Расширение поля и масштабности конфликтов — весьма сходные характеристики параметров развития. Обозначая совокупность конфликтных действий и отношений, понятие поля обозначает также пространственные границы взаимодействия сил. И все же здесь акцент делается на взаимосвязях позиций, соотношении действующих субъектов. Масштабность же — количественная характеристика и сил, вовлеченных в конфликт, и применяемых средств борьбы, и их распространенности. Например, в конфликте поколений полем служат реальные очертания позиций и интересов, во взаимосвязях которых проявляется противостояние. Таковыми выступают кадровая политика или соревновательность в науке, искусстве и др. Масштабность же конфликта поколений характеризует объем и распространенность его в обществе. А именно: многообразие поколений, находящихся в данный период в состоянии конфликта, сферы общественной жизни, где имеют место открытое столкновение поколений, территориальные границы, временной период борьбы.

Говоря о внутренних, субъективных факторах влияния на развитие конфликта, надо иметь ввиду, во-первых, характер мотивации противостояния, в частности, преобладание тех или иных мотивов — правовых или нравственных, экономических или социально-политических стимулов, ценностных ориентации, рациональных или эмоционально-психологических мотивов, традиционных установок или примера лидера. Различия в интенсивности конфликтных действий при доминировании каких-либо из отмеченных мотивов реальны. Жесткость противоборства, связанного с властью, с ее приобретением, удержанием или перераспределением, объясняется чаще всего не амбициями субъектов, не природным влечением властвовать над другими, хотя это и имеет значение, а тем, что здесь, как нигде, в большей степени проявляются интересы общественные, корпоративные, личные. Чем же еще, как не стремлением любыми средствами удержаться у власти и быть ее главой, объясняется обострение конфликта между законодательной и исполнительной властями России, доведенное до кровопролития

Во-вторых, на динамику конфликтов влияют субъективное восприятие противоборства и типы поведения конфликтующих. В числе последних следует отметить поведение агрессивное, склонное к компромиссу, поведение с тенденцией к подчинению, к принятию позиции противоположной стороны, стремление к уходу от конфликта (бегству от него).

Разрастание конфликта в значительной степени обусловлено тем, как оценивается и осмысливается этот процесс, как воспринимаются субъектами противоположные позиции. Варианты мнений и оценок могут быть весьма неоднозначными: от признания обоснованности и закономерности развития конфликта до отрицания его целесообразности, от понимания необходимости до видения в разрастающемся конфликте одних только негативных последствий. В результате субъекты в ситуации растущего конфликта чувствуют и ведут себя по-разному: одни удовлетворены этой ситуацией, а другие ищут пути для погашения противостояния.

Оценки базируются большей частью не на категориях истины или лжи, добра или зла, справедливости или несправедливости, хотя об этом постоянно говорят. Критерием оценивания конфликтной ситуации, в конечном счете, опять же служит интерес в его различных модификациях — от общегосударственного до индивидуального, эгоистического. Этот критерий всегда конкретизирован. За интересом стоят проблемы, с ним связан риск тех или иных общественных сил потерять в борьбе нечто для них существенное.

Вследствие противоречивости эволюции конфликта, его развития и разрешения оценка процесса соответственно не может быть однозначной, только положительной или, наоборот, негативной. Стадия развития конфликта включает в себя такие существенные его признаки, как легитимацию, институ-ционализацию и рационализацию. В совокупности они характеризуют усложнение организации противоборства. Легитимация в данном случае означает признание конфликта группой или обществом, их органами власти и управления.

Проблема легитимации социальных и политических конфликтов — одна из наиболее сложных. Нередко с ее решением связано возникновение новых противоречий. Прошло более 70-ти лет после того, как свершилась Октябрьская революция в России, а ее законность, обоснованность с точки зрения интересов народов России в последние годы подвергается сомнению. Отношение к революции разделяло и разделяет наше общество на противоположные группы. Ныне стоящие у власти силы отрицают легитимность революции и последующих преобразований. Но ведь любые революции первоначально не легитимны. В случае победы они узакониваются соответствующими правовыми актами. Так было и в России. Напомним читателю обоснование акции признания Советского Союза французским правительством, возглавляемым в то время Эррио: поскольку «советская власть признана народом».

Понятие «регулирование» следует отличать от понятия «разрешение»конфликта. Последнее обозначает процесс устранения в первую очередь основы конфликта, его причин и предмета. Одновременно происходит и преобразование противоборствующих субъектов. Регулирование конфликта ограничивается выделением некоторых элементов конфликтного взаимодействия и устранением либо использованием их в социальном управлении. Регулирование — это перевод конфликта в русло желательных для управляющей системы «правил игры», иначе говоря, нужной схемы конфликтного взаимодействия; регулирование становится возможным при известной общности позиций противостоящих сторон, а также признания целесообразности ограничения конфликта на определенном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: