Икебана - традиционное японское искусство аранжировки цветов

Невзначай на ветку взглянул -И взгляд отвести не смог. Вокруг как бы дымилась зелень -Тонкими струйками...(Стихи удивительного японского поэта ТамикиХара)

Сад мастера чайной церемонии Рикю славился на всю Японию цветами повилики. Полюбоваться ими захотел сам правитель. Но, придя в назначенное утро в сад, он увидел, что все цветы срезаны. Разгневанный, вошел повелитель к мастеру и увидел в комнате икебану из одного-единственного стебелька повилики. Рикю принес в жертву все цветы своего сада, чтобы подчеркнуть их красоту в одном, самом лучшем.

В Японии эту притчу рассказывают на первом уроке икебаны - тонкого, прекрасного, древнего искусства. Ему 13 столетий, 13 столетий торжества красоты, гармонии, изящества. 13 столетий согласия с окружающей природой и совершенствования, которое прекраснее, чем совершенство.

В нашу жизнь прочно вошло слово икебана - традиционное японское искусство аранжировки цветов (составления букетов).

Икебана и флористика - это разный вид искусства. Флорист - человек, который работает с цветами для коммерческой продажи, показывая свое мастерство, профессионализм, самовыражаясь. Суть икебаны в создании композиции из цветов и веточек, которая находилась бы в гармонии, отражая связь между землей, небесами и человеком. Икебана тесно связана с живой природой и раскрывает подчас самую сокровенную ее тайну - гармонию. Это настоящая философия, долгий путь извне вовнутрь, это путь стремящегося понять красоту и собственный внутренний мир. Слово икебана в переводе с японского означает "новая жизнь цветка"; цветок срезан, он умер и теперь оживает в руках человека. Поэтому в композиции всегда должен быть хотя бы один свежий цветок.

Икебана доступна каждому человеку, было бы желание. Можно заниматься этим видом искусства в любое время года, используя любой материал, в любом количестве и расставляя в любом сосуде или даже без сосуда. Из простеньких цветов и веточек умелые руки человека создают настоящее произведение искусства - сочетая небольшое количество цветов, веток деревьев и кустарников, декоративных трав, причудливо изогнутых корней.

Художник при аранжировке цветов старается показать всю ее прелесть, красоту, естественность и простоту Он расставляет цветы и веточки в сосуде так, чтобы показать красоту почки, готовой лопнуть, свежих цветов и листьев, приготовившихся к росту и красоту цветов, готовых распуститься. Даже аранжируя два цветка, он придает большее значение бутону, нежели открытому цветку. Когда он добавляет сухую траву к зеленым веткам, то делает это, чтобы подчеркнуть прелесть зеленой ветки.

Каждая веточка имеет свой глубокий смысл. Основа икебаны - этот треугольник. Самые высокие ветви символизируют небо, более короткие - человека, и наконец, самые короткие веточки в треть длины первых - землю. Икебана отражает взаимоотношения между этими тремя элементами. Трехсторонний порядок рождает в людях стремление к совершенству. Совершенства, к которому мы стремимся, в действительности нельзя достичь, так как идеала не существует. Совершенные отношения между небом, землей и человеком - это мир во всем мире, где никто не ссорится друг с другом.

Конечно, для того чтобы составить композицию по всем правилам икебаны, надо учиться у опытных мастеров. Занятия аранжировкой принесут хорошее настроение, состояние душевного равновесия. Так подарите себе и другим радость!

Икебана - школы и стили

Икебана развивается в рамках определённых школ и стилей. Наиболее известными в Японии считаются школы Икэнобо, Охара, Согэцу. Икебана возникла в Японии в XV веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.

Первой школой развития икебаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине XV века ИкэнобоСэнкэем - священнослужителем буддийского храма Роккакудо в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор культивируют старые стили икебаны, такие как стиль Рикка и Сека. Икебана в стиле Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.

"Об искусстве Икебана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако икебана не является ни копией, ни миниатюрой. В икебана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь." - ИкенобоСэнкей. "Истинная уточненность"

Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль - морибана. Отличие стиля морибаны - растения устанавливаются на плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанах).

Школа Соцэгу (яп. 草月- "Трава и Луна") - наиболее современная из школ, возникшая в 1927 году. Отличие этой школы - применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икебаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро. Создал школу Софу Тэсигахара - художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов.

Стиль Рикка наибольшей популярности достиг в XVII веке, сейчас считается устаревшим и редко практикуется. Нагеирэ (Хэйка) - икебана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки. Морибана - икебана на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержатся вода. Для установки растений в посуде используются металлические наколки (кэндзан) или тяжёлые металлические держатели с открытыми гнездами (сиппо). Дзиюка.

17. Основные стили. Три основные линии, углы наклона. Варианты композиций.

 

Основные стили флористических композиций:

· Массивный стиль

· Линейный стиль

· Линейно-массивный стиль

· Смешанный стиль

 

Линейный стиль

Основная характеристика данного стиля - наличие свободного пространства в зрительных границах композиции. Этот стиль противопоставлен массивному по всем характеристикам: по происхождению, способу крепления, выбору и методу использования растительного материала. Этот стиль зародился на Востоке, его основные правила были сформулированы в Китае более тысячи лет назад. Основной его признак - скупое использование растительного материала, каждый элемент которого имеет собственный акцент, а общее впечатление от композиции зависит от игры пространства в пределах контура линейного материала. Так же для данного стиля не присуща плавность перехода: Взгляд "выхватывает" яркие пятна и дерзкие формы.

Вертикальная композиция. Единственная в линейном стиле, которой присуща строгость геометрического построения. Ее характерная черта - вертикально закрепленный эффектный растительный материал, образующий центральную ось. Это может быть ветка с листьями, несколько узких листьев, или розы, лиатрикс, и другие цветы на длинных стеблях. У основания размещаются листья, подобно крыльям - скорее всего это будет хоста, ажурный папоротник или кожистый рододендрон. Третьей частью композиции являются несколько фокусный цветков, располагающихся вдоль осевой линии или у основания, - антуриум, лилия, гербера. Здесь нет растительного "наполнителя".

Икебана. Или цветочная композиция в японском стиле таит богатство символики, которое скрывается за обманчивой простотой. В нескольких словах трудно описать основные принципы икебаны, скорее можно сделать попытку применить волшебное "правило трех" - из трех линейных растительных элементов разной высоты: самый высокий - символ неба, центральный - человека, самый короткий - земли. Композиция в свободном стиле. Лаконичный, ассиметричный, не имеющий строгих очертаний стиль, зародившийся в 60-х. В нем линии не прикрываются цветами или зеленью, а в качестве дополнительного материала используются броские эффектные цветы. Здесь не избегают цветовых контрастов, не стремятся заполнить свободное пространство и сосуд обычно тщательно подбирается, так как является частью композиции.

Абстрактная композиция. Это скорее трехмерный объект современного флористического искусства, где используется живой и сухой материал. Растительный материал может быть подкрашен и препарирован. Этот стиль существует достаточно долго, однако признание получил лишь в 80-е.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: