Программа курса «экология»

574 (07)

Э - 40

Международный институт рынка

ЭКОЛОГИЯ

Методические указания

 

САМАРА

 


 

 

УДК 574 (07)

ББК 20.1

Э 40

 

 

Экология. Методические указания /Составители Л.М. Кавеленова, С.Н. Лищинская - Самара: МИР, 2006. - 27 с.

 

 

Методические указания по курсу "Экология" содержат программу курса, контрольные задания и список рекомендуемой литературы.

Пособие предназначено для студентов Международного института рынка, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии», «Маркетинг», «Прикладная информатика в экономике».

 

 

Составители: Кавеленова Людмила Михайловна

доктор биологических наук, профессор

Лищинская Софья Наумовна

кандидат биологических наук, ст. преподаватель

 

 

Печатается по решению Научно-методического совета

Международного института рынка

 

Ó Международный институт рынка, 2006


ПРОГРАММА КУРСА «ЭКОЛОГИЯ»

Тема 1. Предмет, задачи, методы и история развития экологии. Предмет и задачи экологии. Уровни организации живой материи и отрасли экологии (понятия аут-, дем-, синэкологии). Современный этап развития экологии и представление о классификации экологических дисциплин.

Возникновение и развитие экологических идей в биологии и др. отраслях знания. История развития экологии как самостоятельной науки. Особенности современного этапа развития экологии.

Методы экологических исследований. Математическое моделирование в экологии, его возможности и ограничения. Классификация моделей.

Тема 2. Основные экологические принципы и концепции. Понятие среды жизни и экологических факторов. Классификация экологических факторов. Абиотические, биотические и антропогенные факторы, их комплексное воздействие на организм. Ограничивающие факторы. Экологическое действие на организмы основных абиотических факторов среды (солнечное излучение, температура, вода и др.). Сезонные изменения в жизни животных и растений. Фотопериодизм. Биологические часы. Типы биотических взаимоотношений: нейтрализм, симбиоз (комменсализм, мутуализм, аменсализм), антибиоз. Экологическая ниша.

Экологическая характеристика популяции. Свойства популяционной группы: плотность, показатели относительной численности, динамика численности в популяции, возрастная и половая структура популяции. Пространственная структура популяции.

Понятие об экосистемах. Компоненты экосистемы. Биогеоценозы, их структура по В.Н.Сукачеву (биотоп, биоценоз, их компоненты и взаимодействие). Классификация элементов и концепция экологического доминирования. Структура цепей и сетей питания (продуценты, консументы, редуценты). Понятие об экологических эквивалентах. Экологические пирамиды численности и энергии. Продуктивность биогеоценозов. Сукцессии и их примеры. Агроценозы, их отличия от природных сообществ. Закономерности адаптации экосистем, популяций, видов к условиям окружающей среды.

Тема 3. Ландшафтная экология. Основные типы биогеоценозов в связи с географической зональностью. Типы пресноводных сред и лимитирующие факторы. Экологическая классификация пресноводных организмов. Пресноводная биота – флора и фауна. Сообщества стоячих и проточных водоемов.

Морская среда и морская биота. Зональность в море. Морские сообщества.

Наземная среда и ее особенности. Общая структура наземной экосистемы. Наземная биота и биогеографические области.

Тема 4. Основы биогеоценологии. Состав и строение биогеоценоза по В.Н.Сукачеву. Пространсовенные границы биогеоценоза. Системообразующая роль фитоценоза. Организмы биотрофного комплекса (наземные и почвенные). Состав и функциональная активность сапротрофного комплекса. Роль др.групп организмов (паразитические растения, симбионты, патогенные и др.). Видовое разнообразие в биогеоценозах. Вертикальная и горизонтальная структура фитоценоза. Ярусность фитоценоза и пространственная организация биоты.

Характеристика биотопа: аэротоп и его особенности, фитоклимат, специфика состава и циркуляции воздуха в биогеоценозе. Эдафотоп и его вещественная основа, Выветривание. Почвообразование. Строение почвы и ее основные показатели. Плодородие почвы.

Тема 5. Основы учения о биосфере. Понятие биосферы, ее компоненты и границы (по В.И.Вернадскому).. Биомасса биосферы и ее основных частей (биомасса суши и Мирового океана). Живое, биогенное, биокосное и абиогенное вещество биосферы, функции живого вещества (газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая). Возникновение и эволюция биосферы, ее саморегуляция Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере как необходимое условие ее существования и развития. В.И.Вернадский о возникновении ноосферы.

Тема 6. Проблемы экологии человека и основы охраны окружающей среды. Адаптация человека к условиям обитания. Экологические типы человека. Особенности популяционной структуры в человеческом обществе. Современные демографические тенденции (среди населения Самарской области).

Развитие человеческого общества в аспекте взаимодействия с окружающей средой. Формирование урбосреды и агроценозов, развитие техносреды. Природные ресурсы, их классификация. Специфика ресурсообеспеченности Самарской области. Принципы охраны ресурсов.

Атмосфера и ее охрана. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы, меры ее охраны (планировочные, санитарно-законодательные, очистка газовых выбросов). Охрана гидросферы (наиболее опасные загрязнители, очистка стоков, др. охранные мероприятия). Охрана почв от эрозии и загрязнения. Охрана биологического разнообразия, ее формы и значение.

Рекомендуемая литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебн. для вузов. - М.: Высшая школа, 1999. - 448 с.

2. Горелов А.А. Экология: Учеб.пособие для вузов. - М.: Юрайт-М, 2001. - 312с.

3. Горелов А.А. Экология: Учеб.пособие. - М.: Центр, 2000. - 240 с.

4. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. Учеб.пособие для вузов. - М.: Владос, 1998. - 312 с.

5. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учеб. пособие для вузов, колледжей и техникумов. - М.: Фаир-пресс, 2000. - 320 с.

6. Коробкин В.Ш., Передельский Л.В. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 376 с.

7. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. – М.: Логос, 2001. – 384 с.

8. Степановских А.С. Экология. - М.: Юнити, 2001. – 703 с.

9. Степановских А.С. Прикладная экология и охрана окружающей среды. – М.: Юнити, 2003. – 751 с.

10. Емельянов А.Г. Основы природопользования. – М.: Академия, 2004. – 334 с.

Дополнительная литература

11. Мазур И.И., Молдаванов О. И. Курс инженерной экологии. - М.: Высшая школа, 1999. - 447 с.

12. Петров К.М. Общая экология. - СПб.: Химия, 1998. - 352 с.

13. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 672 с.

14. Хоружая Т.А. Методы оценки экологической опасности. М.: «Экспертное бюро-М», 1998. 224 с.


 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЯ»

В контрольной работе по курсу «Экология» необходимо выполнить 14 заданий из узловых разделов курса. Номер задания по каждому разделу определяется номером варианта.

1. Прежде чем приступать к выполнению полученного задания, необходимо обязательно ознакомиться с содержанием темы по рекомендуемым учебникам, так как схемы и тексты в задачнике должны напомнить студенту самые важные моменты каждой темы, но не содержат исчерпывающих объяснений.

2. Выполняя задания соответствующих номеров и вариантов, следует быть внимательными, так как формулировка вариантов во многих заданиях имеет одинаковое начало, но сами варианты различны.

3. Ответы должны быть содержательными, в большинстве заданий необходимо избегать односложных ответов. При выборе того или иного варианта ответа из нескольких предложенных желательно аргументировать решение.

4. При рукописном оформлении контрольной работы обязательным требованием является разборчивое, отчетливое и аккуратное написание, что поможет преподавателю не ошибиться в оценке работы.

5. Рекомендуется следующая структура работы: титульный лист с обязательным указанием номера варианта задания, письменные ответы на вопросы с обозначением их номеров (желательно приводить и сами задания), список использованной литературы.

6. Не следует сопровождать контрольную работу пространными вступлениями и заключениями. От студента требуются грамотные, содержательные и емкие ответы по существу.

 

Варианты контрольных работ

Вариант 1

1 а 2 б 3 в 4 г 5 а 6 б 7 в 8 г 9 а 10б 11в 12г 13а 14б

Вариант 2

1 б 2 в 3 г 4 а 5 б 6 б 7 г 8 а 9 б 10в 11г 12а 13б 14в

Вариант 3

1 в 2 г 3 а 4 б 5 в 6 а 7 а 8 б 9 в 10г 11а 12б 13в 14г

Вариант 4

1 б 2 а 3 в 4 б 5 а 6 б 7 б 8 а 9 в 10б 11а 12в 13б 14а

Вариант 5

1 а 2 б 3 в 4 а 5 б 6 а 7 а 8 б 9 в 11б 12в 13а 14б

Вариант 6

1 б 2 в 3 г 4 б 5 в 6 а 7 б 8 в 9 г 10б 11в 12г 13б 14в

Вариант 7

1 а 2 б 3 а 4 б 5 а 6 б 7 а 8 б 9 а 10б 11а 12б 13в 14б

Вариант 8

1 б 2 в 3 б 4 в 5 б 6 а 7 б 8 в 9 б 10в 11б 12в 13б 14в

Вариант 9

1 а 2 г 3 в 4 а 5 г 6 б 7 а 8 г 9 в 10а 11г 12в 13а 14б

Вариант 10

1 в 2 г 3 а 4 б 5 а 6 б 7 в 8 г 9 в 10б 11а 12б 13в 14г


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: