Инфляция представляет собой повышение общего уровня цен и проявляется тогда, когда спрос на рынке превышает предложение.
В период экономического роста инфляция обычно находится на довольно низком уров-не. Однако в истории известны случаи наступления гиперинфляции, уровень которой дос-тигал отметки 100% и более. В таких неблагоприятных экономических условиях резко па-дало доверие населения к валюте своей страны. Экономисты и аналитики самых разных стран занимаются прогнозированием ожидаемой инфляции, являющейся, пожалуй, глав-ным фактором в определении величины ставок дисконтирования.
Существует несколько видов инфляции:
1) индуцированная (обусловленная какими-то экономическими факторами);
2) кредитная (вызванная чрезмерной кредитной экспансией);
3) ползучая (развивается медленными темпами);
4) галопирующая (развивается стремительными темпами);
5) административная (порождается управляемыми ценами);
6) социальная (отмечается рост цен в связи с повышенными требованиями к качеству продукции, охране окружающей среды).
|
|
По типам специалисты различают:
1) инфляцию спроса (изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может пытаться тратить больше, чем она способна производить. Избыточный спрос приводит к завышенным ценам и вызывает инфляцию спроса);
- 25 -
2) инфляцию, вызванную ростом издержек производства (источники инфляции обусловлены ростом издержек – это увеличение номинальной заработной платы и цен на сырье и энергию).
Измеряется инфляция с помощью применения индекса цен. Изменение цен на все ус-луги и товары, взвешенное на их стоимость, представляет собой показатель инфляции, причем каждый из инфляционных показателей не дает полной картины инфляционного уровня.
Индексы цен – это относительные показатели, которые характеризуют соотношение цен во времени.
Формула Э.Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная товарная корзина ста-новится дороже в текущем периоде:
Il = ∑ (Qo x Pt),
∑(Qo x Po)
На основе формулы Э.Ласпейреса в России рассчитывается индекс потребительских цен по регионам и РФ за неделю, месяц, квартал и год.
Другой метод подразумевает использвание индекса (формулы) Г.Пааше. Ценовые индексы по такой формуле показывают, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде:
Ip = ∑ (Qt x Pt),
∑(Qt x Po)
Индекс И. Фишера представляет собой геометрическую среднюю индекса Э.Ласпейреса и индекса Г. Пааше:
If = / Il x Ip.
5.5. Понятие рыночной структуры. Классификация рыночных структур.
Рыночная структура – это сложное многогранное понятие, объединяющее в себе мно-жество аспектов и определяющееся характером объектов рыночных сделок. Она служит фактором, определяющим значение очень важных для экономики понятий: земля, капи-тал, труд, рынки продукции услуг, рынки товаров недлительного пользования (менее 1 го-да) и длительного (свыше 1 года) пользования, финансовая деятельность и др. Формирова-ние рыночной структуры происходит при множестве составляющих, влияющих на нее в той или иной степени:
|
|
1) наличии законодательной базы;
2) политической и экономической обстановки в стране и за рубежом;
3) конъюктуры рынка;
4) сегментации рынка;
5) благосостояния общества;
6) спроса и предложения на какой-либо продукт;
7) целесообразности того или иного продукта и т.д.
Классифицируется рыночная структура на основании количества продавцов и природы
продукта следующим образом:
1) совершенная, или чистая, конкуренция. Признаки: большое количество фирм произ-водителей, продукция отличается однородностью, развивается в условиях отсутствия барьеров входа и при наличии полной информации. Контроль над ценой отсутствует;
2) монополитическая конкуренция (например, мелкий бизнес). Признаки: большое ко-личество фирм-производителей, продукт дифференцирован, развивается при отсутст-вии барьеров входа. Контроль над ценой в узких рамках;
3) олигополия. Признаки: наличие нескольких крупных продавцов, продукция диффе-ренцированная или же однородная, войти в отрасль трудно, развивается при отсутст-
- 26 -
4) вии всей полноты необходимой информации. Контроль над ценой ограничен взаимо-зависимостью, но может также иметь место и тайный сговор о цене;
5) монополия. Признаки: наличие единственного производителя, продукция уникаль-ная, множество барьеров входа в отрасль, контроль над ценой очень существенный;
6) монопсония (встречается редко, может существовать в малых городах при господ-стве на местном рынке одной фирмы, как правило, градообразующей). Признаки: наличие единственного покупателя на рынке, альтернативный сбыт представлен в малом количестве или совсем отсутствует, контроль над закупочной ценой очень велик;
7) двусторонняя монополия (встречается редко, в основном в спорте, при закупке госу-дарственной монопольной компанией какого-либо товара у единственного на рынке продавца, при ведении переговоров между профсоюзами и ассоциациями предприни-мателей и т.п.). Признаки: наличие единственного продавца и единственного покупа-теля, т.е. по своей сути это «битва двух титанов». Контроль над ценой услуг и факто-ров производства со стороны продавца и покупателя очень существенный.