Инфляция. Измерение инфляции

Инфляция представляет собой повышение общего уровня цен и проявляется тогда, когда спрос на рынке превышает предложение.

В период экономического роста инфляция обычно находится на довольно низком уров-не. Однако в истории известны случаи наступления гиперинфляции, уровень которой дос-тигал отметки 100% и более. В таких неблагоприятных экономических условиях резко па-дало доверие населения к валюте своей страны. Экономисты и аналитики самых разных стран занимаются прогнозированием ожидаемой инфляции, являющейся, пожалуй, глав-ным фактором в определении величины ставок дисконтирования.

Существует несколько видов инфляции:

1) индуцированная (обусловленная какими-то экономическими факторами);

2) кредитная (вызванная чрезмерной кредитной экспансией);

3) ползучая (развивается медленными темпами);

4) галопирующая (развивается стремительными темпами);

5) административная (порождается управляемыми ценами);

6) социальная (отмечается рост цен в связи с повышенными требованиями к качеству продукции, охране окружающей среды).

По типам специалисты различают:

1) инфляцию спроса (изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может пытаться тратить больше, чем она способна производить. Избыточный спрос приводит к завышенным ценам и вызывает инфляцию спроса);

 

- 25 -

2) инфляцию, вызванную ростом издержек производства (источники инфляции обусловлены ростом издержек – это увеличение номинальной заработной платы и цен на сырье и энергию).

Измеряется инфляция с помощью применения индекса цен. Изменение цен на все ус-луги и товары, взвешенное на их стоимость, представляет собой показатель инфляции, причем каждый из инфляционных показателей не дает полной картины инфляционного уровня.

Индексы цен – это относительные показатели, которые характеризуют соотношение цен во времени.

Формула Э.Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная товарная корзина ста-новится дороже в текущем периоде:

 

Il = ∑ (Qo x Pt),

∑(Qo x Po)

На основе формулы Э.Ласпейреса в России рассчитывается индекс потребительских цен по регионам и РФ за неделю, месяц, квартал и год.

Другой метод подразумевает использвание индекса (формулы) Г.Пааше. Ценовые индексы по такой формуле показывают, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде:

 

Ip = ∑ (Qt x Pt),

∑(Qt x Po)

Индекс И. Фишера представляет собой геометрическую среднюю индекса Э.Ласпейреса и индекса Г. Пааше:

If = / Il x Ip.

 

5.5. Понятие рыночной структуры. Классификация рыночных структур.

Рыночная структура – это сложное многогранное понятие, объединяющее в себе мно-жество аспектов и определяющееся характером объектов рыночных сделок. Она служит фактором, определяющим значение очень важных для экономики понятий: земля, капи-тал, труд, рынки продукции услуг, рынки товаров недлительного пользования (менее 1 го-да) и длительного (свыше 1 года) пользования, финансовая деятельность и др. Формирова-ние рыночной структуры происходит при множестве составляющих, влияющих на нее в той или иной степени:

1) наличии законодательной базы;

2) политической и экономической обстановки в стране и за рубежом;

3) конъюктуры рынка;

4) сегментации рынка;

5) благосостояния общества;

6) спроса и предложения на какой-либо продукт;

7) целесообразности того или иного продукта и т.д.

Классифицируется рыночная структура на основании количества продавцов и природы

продукта следующим образом:

1) совершенная, или чистая, конкуренция. Признаки: большое количество фирм произ-водителей, продукция отличается однородностью, развивается в условиях отсутствия барьеров входа и при наличии полной информации. Контроль над ценой отсутствует;

2) монополитическая конкуренция (например, мелкий бизнес). Признаки: большое ко-личество фирм-производителей, продукт дифференцирован, развивается при отсутст-вии барьеров входа. Контроль над ценой в узких рамках;

3) олигополия. Признаки: наличие нескольких крупных продавцов, продукция диффе-ренцированная или же однородная, войти в отрасль трудно, развивается при отсутст-

- 26 -

4) вии всей полноты необходимой информации. Контроль над ценой ограничен взаимо-зависимостью, но может также иметь место и тайный сговор о цене;

5) монополия. Признаки: наличие единственного производителя, продукция уникаль-ная, множество барьеров входа в отрасль, контроль над ценой очень существенный;

6) монопсония (встречается редко, может существовать в малых городах при господ-стве на местном рынке одной фирмы, как правило, градообразующей). Признаки: наличие единственного покупателя на рынке, альтернативный сбыт представлен в малом количестве или совсем отсутствует, контроль над закупочной ценой очень велик;

7) двусторонняя монополия (встречается редко, в основном в спорте, при закупке госу-дарственной монопольной компанией какого-либо товара у единственного на рынке продавца, при ведении переговоров между профсоюзами и ассоциациями предприни-мателей и т.п.). Признаки: наличие единственного продавца и единственного покупа-теля, т.е. по своей сути это «битва двух титанов». Контроль над ценой услуг и факто-ров производства со стороны продавца и покупателя очень существенный.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: