Монополизм и его влияние на цены

Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению национальных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конку-рентной среды мешает засилие монополий, несовершенство антимонопольного законода-тельства и др.

Когда нарушается одно из условий совершенной конкуренции, речь идет о втором типе рыночной структуры – несовершенной конкуренции. В этой связи различают:

1) чистую монополию;

2) монополистическую конкуренцию;

3) олигополию.

Монополизм представляет собой исключительное право самых разных видов деятель-

ности (производства, торговли, промысла и др.), обладателем которого могут быть одно лицо, группа лиц и государство. Для ограничения монополистической власти на товарном рынке вводят антимонопольный закон.

По своей природе монополизм разделяют на искусственный и естественный.

Естественный монополизм образуется в том случае, если собственник обладает какими-то редкими и свободно не воспроизводимыми элементами производства. Ими могут быть редкие металлы или же, например, определенные земельные участки.

В основе образования искусственного монополизма лежит сосредоточение в чьих-то ру-ках производства и рынка сбыта того или иного продукта. В свою очередь он подразделя-ется на следующие формы:

1) случайный – принадлежит либо продавцу, либо покупателю в зависимости от сло-

жившейся благоприятной ситуации в отношении спроса и предложения;

3) устойчивый – свойственен крупным объединениям предпринимателей (картелям,

трестам, синдикатам, концернам), захватившим главные позиции в производстве и

реализации какой-то продукции;

3) всеобщий (в развитых странах существует со второй половины 20 века) – начинает развиваться, если объединение предпринимателей, подчинив себе народное хозяй-ство, начинает главенствовать на большинстве рынков в качестве основного продав-ца и основного покупателя.

Монопольная цена является фактором, тормозящим нормальное развитие экономики.

Это особый вид рыночной цены, которая устанавливается в интересах получения моно-польного дохода и находится на уровне ниже или выше стоимости товара (зависит от сте-пени выгодности). Монопольная цена чаще всего представлена в форме монопольной сверхприбыли.

- 27 -

Монополисты не заинтересованы в производственных улучшениях, так как их главной целью является получение сверхприбыли. Таким образом, монополизм способствует по-рождению застоя в производстве. Овладев законами спроса и предложения, монополии стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров отрасли, что неизменно

приводит к установлению высокой монопольной цены, которая будет выше, чем общест-венно необходимые трудовые затраты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: