Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению национальных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конку-рентной среды мешает засилие монополий, несовершенство антимонопольного законода-тельства и др.
Когда нарушается одно из условий совершенной конкуренции, речь идет о втором типе рыночной структуры – несовершенной конкуренции. В этой связи различают:
1) чистую монополию;
2) монополистическую конкуренцию;
3) олигополию.
Монополизм представляет собой исключительное право самых разных видов деятель-
ности (производства, торговли, промысла и др.), обладателем которого могут быть одно лицо, группа лиц и государство. Для ограничения монополистической власти на товарном рынке вводят антимонопольный закон.
По своей природе монополизм разделяют на искусственный и естественный.
Естественный монополизм образуется в том случае, если собственник обладает какими-то редкими и свободно не воспроизводимыми элементами производства. Ими могут быть редкие металлы или же, например, определенные земельные участки.
|
|
В основе образования искусственного монополизма лежит сосредоточение в чьих-то ру-ках производства и рынка сбыта того или иного продукта. В свою очередь он подразделя-ется на следующие формы:
1) случайный – принадлежит либо продавцу, либо покупателю в зависимости от сло-
жившейся благоприятной ситуации в отношении спроса и предложения;
3) устойчивый – свойственен крупным объединениям предпринимателей (картелям,
трестам, синдикатам, концернам), захватившим главные позиции в производстве и
реализации какой-то продукции;
3) всеобщий (в развитых странах существует со второй половины 20 века) – начинает развиваться, если объединение предпринимателей, подчинив себе народное хозяй-ство, начинает главенствовать на большинстве рынков в качестве основного продав-ца и основного покупателя.
Монопольная цена является фактором, тормозящим нормальное развитие экономики.
Это особый вид рыночной цены, которая устанавливается в интересах получения моно-польного дохода и находится на уровне ниже или выше стоимости товара (зависит от сте-пени выгодности). Монопольная цена чаще всего представлена в форме монопольной сверхприбыли.
- 27 -
Монополисты не заинтересованы в производственных улучшениях, так как их главной целью является получение сверхприбыли. Таким образом, монополизм способствует по-рождению застоя в производстве. Овладев законами спроса и предложения, монополии стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров отрасли, что неизменно
приводит к установлению высокой монопольной цены, которая будет выше, чем общест-венно необходимые трудовые затраты.