Конкуренция (от лат. concurro – сталкиваюсь) – форма борьбы между участниками рын-ка – хозяйствами за лучшие условия производства, купли и продажи товара.
Предпосылками возникновения конкуренции послужили следующие причины:
1) полная хозяйственная обособленность каждого производителя;
2) полная зависимость производителя от конъюнктуры рынка;
3) противоборство за покупательский спрос.
На рынке ведется борьба по трем фронтам: среди продавцов, среди покупателей, между
продавцами и покупателями. Нередко используется демпинг – продажа продукции или услуг по низким ценам. Свободная конкуренция, которая ведется посредством сбивания цен, заставляет всех товаропроизводителей придерживаться общих сложившихся правил конкурентной игры. Механизм рыночного саморегулирования работает при непосредст-венном участии рыночной цены, соотношения спроса и предложения, конкуренции това-ропроизводителей.
По влиянию на участников рынка конкуренция бывает внутриотраслевая – ведется меж-ду выпускающими одноименную продукцию предприятиями (за источники сырья, а на финише – за качество выпускаемой продукции, за цены, по которым она будут отпускать-ся, и за получение в конечном счете прибыли) и межотраслевая – осуществляется за день-ги потребителей между предприятиями различных отраслей (текстиль, хлебобулочные из-делия, бытовое обслуживание и др.).
Различают следующие модели конкуренции:
1) несовершенная конкуренция – предполагает наличие какого-нибудь хозяйствующего субъекта, который определяющим образом влияет на товар. Большинство существу-ющих на сегодняшний день рынков функционируют в условиях несовершенной кон-куренции;
2) совершенная конкуренция. Предполагает, что для оптимального развития и соответ-ствия качества и цены товара покупательской способности необходимо наличие не менее 4-8 производителей. Такое количество позволит сохранить равновесие, при ко-тором одна из форм не сможет оказать определяющего влияния на цену производи-мого товара;
3) недобросовестная конкуренция. Напрямую связана с использованием чужого товар-ного знака, выдачей коммерческой тайны, злоупотреблением информацией о товаре. Недобросовестная конкуренция работает на «нечистоплотных» дельцов.
- 28 -
Лекция 6.
6.1. Инфраструктура и ее элементы: торговля, биржи, банки
6.2. Доходы факторов производства
6.3. ВВП и ВНП
6.4. Номинальные и реальные доходы