Основные характеристики деятельности по управлению
Недвижимостью
Прежде чем говорить об определенной методике управления муниципальной (государственной) недвижимостью, необходимо выделить основные моменты которые характеризуют процесс деятельности в сфере управления недвижимостью.
1-й этап Определение основных характеристик объекта: назначения, расположения, величины, объема производства, приносимой прибыли. | ||||||||||||
Нет | 2-й этап Определение принципиальной возможности приватизации или сдачи в аренду того или иного объекта муниципальной собственности. | Да | ||||||||||
Да | 3-й этап Определение характера функционирования объекта (является ли объект естественной монополией). | Нет | ||||||||||
Да | 4-й этап Определение способности объекта при существующем использовании приносить прибыль без ущерба благополучию общества. | Нет | ||||||||||
Нет | 5-й этап Определение возможности изменения назначения объекта без ущерба интересам жителей муниципального образования. | Да | ||||||||||
6-й этап Определение, приведет ли изменение назначения объекта к положительным результатам. Если нет – решаем вопрос о ликвидации объекта. | Да | |||||||||||
Да | 7-й этап Определение, приведет ли вывод объекта из состава муниципальной собственности к уменьшению благополучия местных жителей. | Нет | ||||||||||
Да | 8-й этап Определение приносимой объектом муниципальной недвижимости прибыли и достаточности нормы прибыли по сравнению с аналогичными коммерческими объектами. | Нет | ||||||||||
Да | 9-й этап Проведение процедуры санации в течение одного года. Определяем, принесла ли процедура положительные результаты (получение прибыли). | Нет | ||||||||||
10-й этап Выбор способа использования объекта муниципальной собственности по показателю суммы приведенных доходов получаемых при том или ином способе за определенный период времени (Эинт). | ||||||||||||
Муниципализация (национализация) | Аренда | Довер. управление | Приватизация | Залог | ||||||||
Рис. 4. Методика определения формы распоряжения объектом
|
|
муниципальной (государственной) недвижимости
Во-первых, понятие недвижимости может быть определено как пространство, установленное человеком, привязанное к определенной географической зоне и предназначенное для осуществления деятельности в течение конкретного периода времени. Деятельность в сфере недвижимости принимает самые различные формы, что необходимо для удовлетворения определенных потребностей и нужд.
|
|
Во-вторых, помимо трех измерений, которые имеет любое пространство – длина, ширина и высота, недвижимости имеет четвертое измерение – время владения и получения прибыли. Таким образом, понятие недвижимости – это пространственно-временное понятие. Эту пространственно-временную концепцию иллюстрируют такие факты из жизни, как представление квартиры сроком на месяц или более, номера гостиницы на сутки, теннисного корта на час и т.п. Важнейшей характеристикой любой недвижимости как пространственно-временной единицы является то, что она имеет соответствующую денежную стоимость. Многие элементы, из которых складывается эта денежная стоимость, трудноуловимы, но главным элементом в условиях рыночной экономики всегда остается сумма последующих денежных расходов и доходов, обусловленных владением недвижимостью.
В-третьих, создание и управление пространственно-временными единицами выражается понятием развитие (строительство) недвижимости. Формы развития могут быть самыми разнообразными – от простейших (углубление почвы) до технологически сложных (строительство небоскреба). В целом процесс развития представляет собой совокупность, объединяющую строительные технологии, финансирование, маркетинговую деятельность, административный контроль и текущий ремонт недвижимости.
Одновременно процесс развития недвижимости не только комплексный, но и коллективный процесс. Он подразумевает согласование действий, осуществляемых в рамках одного земельного участка, с окружающей средой, в которой пересекаются интересы различных людей и социальных групп. Таким образом, процесс развития недвижимости определяется политическими и социальными факторами и, в свою очередь, сам влияет на них. В процессе развития недвижимости постоянно взаимодействуют три группы субъектов – потребители, производители и муниципальные (государственные) инфраструктурные предприятия. Каждая группа извлекает выгоду от сотрудничества с двумя другими, в частности благодаря тому, что полнее осознает реальную стоимость своей деятельности, кратко- и долгосрочные цели и ограниченность возможности повлиять на своих партнеров. Главное ограничение деятельности каждой из групп связано с необходимостью поддержания платежеспособности, то есть потребностью иметь постоянно в своем распоряжении определенное количество наличных денег.
Главная аксиома, которая направляет деятельность в сфере недвижимости, состоит в том, что проекты развития недвижимости должны обеспечивать максимальное удовлетворение нужд потребителей в существующих условиях и рамках, с учетом состояния окружающей среды, возможностей государственных инфраструктур, одновременно позволяя всем участникам поддерживать способность к наличным платежам.
В-четвертых, в настоящее время главным критерием эффективности управления недвижимостью стало «наиболее соответствующее и наиболее вероятное использование» земли. Концепция «наиболее соответствующего» использования земли является нормативной, то есть означает оптимальное согласование потребностей, издержек производства, издержек по развитию инфраструктуры, влияния на налогообложение и окружающую среду всех участников процесса развития недвижимости. Согласование предполагает тщательный финансовый анализ (кто оплачивает работы и кто получает прибыли), а также анализ влияния на окружающую среду и уровень жизни людей.
Концепция «наиболее вероятного» использования земли означает, что принимаются в расчет политические факторы, технологические возможности, личные качества и способности исполнителей, фактор платежеспособности, наличие инфраструктуры и т.д. Вариант использования земли, учитывающий все эти факторы, и является «наиболее вероятным».
|
|
В-пятых, недвижимость – это стратегический актив, которым необходимо квалифицировано управлять. В настоящее время, недвижимость крайне редко оценивается как инвестиции, выгода от которых может контролироваться, а потому местные администрации часто относятся к недвижимости небрежно, тратят ее впустую, отказываясь тем самым от дополнительных доходов.
Понятие «управление активами» применительно к муниципальной (государственной) недвижимости будет распадаться как бы на три части (в зависимости от вида объекта недвижимости). Управление активами применительно к этим частям будет преследовать разные цели. Так, для коммерческой недвижимости и некоторых видов муниципальных (государственных) предприятий целью будет максимизация стоимости недвижимости и потенциального дохода от нее. Такое определение противоположно определению, в котором акцент делается на минимизации издержек, с которыми связано владение недвижимостью (предприятия инфраструктуры). В некоторых случаях (в частности при необходимости ускоренного развития депрессивных территорий) управление недвижимостью будет означать продажу излишней собственности и развитие на этой базе отношений сотрудничества с частным сектором. Сфера управления недвижимостью во всех этих случаях охватывает широкий и сложный круг вопросов, в том числе управление собственностью, анализ рынка, оценка собственности, маркетинг и т.д.
В-шестых, муниципальная (государственная) недвижимость представляет собой лишь часть муниципальной (государственной) собственности, эти виды собственности включают в себя:
1) закрепленные в законодательном порядке в муниципальной (государственной) собственности:
- бюджет, внебюджетные и валютные фонды; городские земли;
- движимое и недвижимое муниципальное (государственное) имущество, включая жилой и нежилой фонды, инженерную инфраструктуру;
|
|
2) созданные для обеспечения жизнедеятельности муниципального образования (государства):
- учреждения (в различных отраслях народного хозяйства);
- муниципальные (государственные), в том числе унитарные предприятия; «казенные» предприятия, возможно созданные в силу необходимости;
- акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью с долей города (государства);
3) имущество и денежные средства, переданные в установленном порядке местному сообществу:
- государством для осуществления государственных, в том числе федеральных функций (призыв в армию, социальная защита населения и т.д.), временных или постоянных;
- государственными, частными предприятиями и организациями для освобождения их от несвойственных им функций.
Таким образом, управление муниципальной (государственной) недвижимостью – лишь часть процесса управления муниципальной (государственной) собственностью, представляющего собой многомерную экономическую модель с различными социальными, экономическими, организационными и другими взаимосвязями, с разнообразными формами собственности.
Перейдем теперь непосредственно к методике управления муниципальной (государственной) недвижимостью.