Финансовая среда предприятия

Финансовая система народного хозяйства представлена: государствен­ным бюджетом; казначейством; валютными фондами; банками; страховы­ми и лизинговыми компаниями; пенсионными фондами; сберегательны­ми кассами; фондовыми биржами; владельцами и агентами денег.

Важнейшее место в финансовой системе принадлежит финансовому рынку, на котором происходит купля-продажа денег. Финансовый ры­нок — это рынок денег. Все агенты рынка — агенты денег. Именно с финансовым рынком, в первую очередь, сталкивается предприниматель, именно на нем он ищет необходимые денежные средства.

На финансовом рынке есть продавцы и покупатели. Товары, которы­ми обмениваются на финансовом рынке, — это финансовые требования (обязательства). Финансовое обязательство — это обещание заплатить деньги в будущем за деньги, получаемые сегодня. На финансовом рын­ке выступают:

— с одной стороны, индивиды и организации, располагающие свобод­ными средствами и готовые предоставить их пользователю;

— с другой стороны, нуждающиеся в финансовых средствах и гото­вые платить за их использование.

Таким образом, на финансовом рынке происходит обмен денег буду­щих на деньги настоящие.

Все участники финансового рынка делятся на:

— действующие секторы (фирмы, предприятия, бизнесмены, прави­тельственные органы);

— финансовые посредники.

Финансовые посредники подразделяются на:

— посредников депозитного типа (коммерческие банки, сберегатель­ные банки, кредитные союзы);

— посредников контрактного типа (страховые компании, пенсионные фонды);

— прочие посредники (совместные фонды, финансовые компании, брокеры и дилеры по ценным бумагам).

Функции финансового рынка состоят в предоставлении предпринима­телям заемных средств — кредитов. Финансовые рынки дают возмож­ность сберечь — отложить сегодняшнее потребление и направить сбе­режения в сферу предпринимательства. За пользование кредитами пред­приниматель должен уплачивать банкам проценты.

На финансовом рынке фирма сталкивается с государством. Оно во многом определяет финансово-экономическое поведение фирмы:

— с одной стороны, фирма обязана платить налоги;

— с другой стороны, из государственного бюджета фирма может иметь кредиты, субсидии, налоговые льготы.

Итак, фирма постоянно стоит перед необходимостью уплачивать из своей прибыли:

— налоги государству;

— проценты по банковским кредитам и облигационным займам;

— дивиденды акционерам.

Одновременно отношения с банками, рынком ценных бумаг, государ­ством дают ей возможность получать:

— кредиты и облигационные займы; 1 — взносы в акционерный капитал;

— государственные субсидии, льготы.

В процессе решений в финансовой сфере необходимо учитывать со­путствующие факторы: время, инфляцию, риск.

Фактор времени. Оценку денежных потоков необходимо делать с поправкой на время. Как известно, будущая стоимость (цена) определен­ного количества сегодняшних денежных средств, приносящих процент «г» на протяжении «п» периодов, будет равна:

Будущая стоимость (цена) = Количество денежных средств сегодня • (1 + г)°.

Периоды начисления процента могут быть различными. Как правило, в финансовых контрактах фигурирует предоставление средств на 1 год. Но на протяжении года начисления процентов могут быть два и более раз. Чтобы определить будущую стоимость (цену) при двухразовом в году начислении процента, надо определить полугодовую ставку процен­та (г/2). При большем количестве периодов — расчет по аналогии.

Существует также потребность и в оценке будущих денежных пото­ков сегодня. Настоящая стоимость, т.е. сегодняшняя стоимость будущих платежей, получение которых возможно при определенной ставке про­цента «г» в течение «п» периодов определяется:

Настоящая Количество денежных средств,. 1 n

стоимость = которые можно получить в будущем (1+r)

Фактор инфляции. К большой неопределенности финансовой среды приводит инфляция — постоянный рост цен на товары и услуги. Она воздействует на процентные ставки, доходы инвесторов, капитальные вложения, т. е. на всю финансовую среду.

Риск представляет собой степень неопределенности результата. Без риска предпринимательская деятельность невозможна. Различают не­сколько видов риска:

1. Риск, связанный с падением покупательной способности денег (ин­фляционный риск).

2. Финансовый риск, связанный с финансовым положением фирмы, — капиталовложения, дивиденды, соотношение собственных и заемных средств и т.д.

3. Операционный риск. Объясняется нестабильностью ситуации, скла­дывающейся на рынке данных товаров для данной фирмы.

Учет фактора риска основан на получении инвестором определенной компенсации. Искушенные в финансовых делах инвесторы требуют воз­награждения за риск. Причем, чем выше риск, тем выше вознаграждение:

K = ic + ib

где К—требуемая инвестором норма дохода с инвестированного рубля; 1С — свободная от риска норма дохода; 1В — вознаграждение за риск. Надо заметить, что выделяют три основных типа инвесторов:

— не любящих риск; они всегда склонны требовать компенсацию за возможную неопределенность;

— относящихся к риску нейтрально; они безразличны к вознагражде­нию;

— предпочитающих риск; они даже готовы «заплатить», чтобы почув­ствовать себя в стихии неизвестности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: