ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие «Введение в историю мировых цивилизаций», предлагаемое студентам МЭИ (ТУ), представляет собой руководство для освоения учебной дисциплины «Основы гуманитарных знаний». Данный курс является одним из базовых в цикле гуманитарных дисциплин технического вуза и имеет большое познавательное, развивающее и воспитательное значение для студентов всех специальностей и направлений подготовки. В основу курса «Введение в историю мировых цивилизаций» положен обзор исторического опыта и достижений культуры человечества, прошедшего путь от локальных цивилизаций древности до современного общества, охваченного процессами глобализации. Авторы рассматривают основные и специфические черты цивилизаций, выявляют общее и особенное в их развитии, акцентируют внимание на взаимосвязях экономических, социальных, политических и культурных процессов в структуре каждой цивилизации.
Что же включает в себя понятие цивилизации? В современных гуманитарных дисциплинах сложилась практика различного его истолкования: с одной стороны, как стадиального феномена исторического развития, с другой стороны, как типологической единицы изучения истории. Сколько-нибудь законченного, «стандартного» определения понятия цивилизации ученые до сих пор не сформулировали, однако сущностные черты ее вполне конкретны. Цивилизационное образование включает в себя такие составляющие, как географическая (природная) среда обитания, система ведения хозяйства, социальная и политическая организация, религия, духовные и культурные ценности, ментальность общества. Эти черты не только определяют неповторимость каждой цивилизации, ее характерные свойства, но и позволяют выявить общие, типологические моменты их жизни и развития.
|
|
Цель курса «Введение в историю мировых цивилизаций» состоит в том, чтобы предоставить учащимся технического вуза возможность овладения основами знаний об историко-культурном развитии человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте, пробудить у студентов стремление анализировать события и явления действительности, а также достижения человеческой культуры с учетом их уникальности и органической принадлежности к единому потоку исторического движения, обнаруживать их корни, логику и динамику, научить излагать свое видение современных концепций историко-культурного развития. Задачи курса «Введение в историю мировых цивилизаций»:
· определить понятие «цивилизация» с точки зрения различных культурологических концепций; уяснить сущность и смысл цивилизационного подхода в рассмотрении историко-культурного процесса;
|
|
· рассмотреть структуру и типологию цивилизаций, критерии периодизации исторических циклов, механизмы смены цивилизаций, стадиальную и локальную теории цивилизационного развития;
· проанализировать основные этапы развития цивилизаций с учетом генезиса самого человека как самостоятельной биосоциальной системы, его ментальности и взаимосвязи с развитием природы и общества;
· выявить особенности развития цивилизаций Востока и Запада, ценности локальных цивилизаций различных исторических эпох;
· определить специфику российской цивилизации, раскрыть место и роль России в системе мировых и локальных цивилизаций;
· показать возможные перспективы развития человечества в условиях постиндустриальной (информационной) цивилизации, проанализировав футурологические прогнозы и проекты возможного будущего человечества.
По замыслу авторов пособия оно может стать не только методическим руководством в изучении данного курса, но и эффективным подспорьем для студентов, желающих самостоятельно углубить свои познания в области истории и культуры мировых цивилизаций. В структуре и содержании пособия отражены последние достижения историографии, требования, диктуемые современным состоянием отечественного гуманитарного образования, практический опыт, накопленный преподавателями кафедры истории и культурологии МЭИ (ТУ), а также те рекомендации для студентов дневных форм обучения, которые оправдали себя в практике ведущих российских вузов.
Структура предлагаемого методического пособия позволяет охватить разносторонние аспекты подготовки студентов по курсу «Основы гуманитарных знаний». Во-первых, это знакомство с программой 36-часового лекционного курса, представленной в разделе «Тематическая программа курса». Во-вторых, изучение содержания семинарских занятий по курсу, подробно изложенного в разделе «Темы семинарских занятий: рекомендации по изучению и закреплению материала». В-третьих, возможности использования справочной и библиографической информации, представленной в заключительной части пособия.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КУРСА