Распределение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы РФ

В соответствии с законодательством, доходная часть бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов формируется за счет следующих источников:

• закрепленные доходы;

• регулирующие доходы;

• дополнительные доходы;

• дотации, субвенции, субсидии, трансферты, заемные средства.

Закрепленные доходы – доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. По законодательству доля закрепленных доходов должна быть не менее 70 % доходной части минимально бюджета.

Распределение регулирующих доходов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами может осуществляться на основе единых или индивидуально дифференцированных нормативов.

Дополнительные доходы устанавливаются органами власти соответствующего уровня в рамках федерального законодательства.

Дотации – денежная сумма, выделенная из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств.

Субвенция – фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной основе для целевого финансирования расходов бюджета национально-государственных и административно-территориальных образований. Субвенции бывают:

• Текущие;

• Инвестиционные.

Текущие субвенции направлены на финансирование текущих расходов.

Инвестиционные субвенции направлены на финансирование инвестиционной деятельности другие затраты, связанные для расширения воспроизводства.

Субвенционное финансирование осуществляется в форме долевого участия федерального бюджета в соответствующих расходах бюджета национально-государственных и административно-территориальных образований и не распространяется на мероприятия, финансируемые полностью за счет средств федерального бюджета. Субвенция, неиспользованная в срок или используемая не по назначению подлежит возврату, предоставившему ее органу в бесспорном порядке.

Субсидия – сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании. Субсидии бывают:

• Прямые;

• Косвенные.

С помощью прямых субсидий государство стимулирует как вложение в отраслях, которые недостаточно прибыльны, но необходимы для экономики страны в целом, а также фундаментальные научные исследования, конструкторские работы, подготовку кадров.

Косвенное осуществляется путем предоставления налоговых освобождений и льгот, установление твердых цен на различную продукцию, льготное кредитование приоритетных отраслей.

Начиная со второго квартала 1994 года, финансовая помощь субъектам Федерации из федерального бюджета оказывается в форме трансфертов из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПФ).

В соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» №194 – ФЗ от 30.12.01. ФФПФ формируется в сумме около 148 млрд. рублей. Средства фондов направляются на:

1. Дотации на выравнивание уровня бюджета обеспеченности субъектов РФ.

2. Субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов и продовольственных товаров (за исключением подакцизов) в районы крайнего Севера и приравнивания к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий, организаций, социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

3. Субвенция на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области.

Утвержденные суммы из ФФПФ ежемесячно перечисляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью с учетом возникающих сезонных потребностей в процессе исполнения бюджетов субъектов РФ. Порядок предоставления и расходования средств, выделяемых в виде субвенций, утверждаются Правительством РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: