Бюджетная система РФ, принципы построения

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения. В унитарных (единых) государствах, таких как Франция, Филиппины, Китай, Индонезия, Великобритания и другие, бюджетная система включает 2 звена:

1. Государственный бюджет.

2. Местные бюджеты.

В федеративных государствах, таких как Швейцария, Канада, Россия, Индия, Австралия и другие, бюджетная система состоит из 3 звеньев:

1. Государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет Центрального Правительства).

2. Бюджет членов Федерации (штатов в США, земель (ландов) в Германии, провинций в Канаде, субъектов в РФ).

3. Местные бюджеты.

В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В федеративных государствах не включаются в бюджет члены Федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Бюджетная система РФ состоит из 3 уровней:

1.Федеральный бюджет.

2. Бюджеты субъектов РФ.

3. Местные или муниципальные бюджеты.

Бюджеты городов Москвы и Санкт – Петербурга относятся к уровню субъектов РФ.

Бюджетная система РФ основана на принципах:

  1. Единство бюджетной системы РФ.
  2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетного устройства РФ.
  3. Самостоятельность бюджета (ограничивается рамками федерального законодательства).
  4. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.
  5. Сбалансированность бюджета.
  6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств.
  7. Общее (совокупное) покрытие расходов бюджета.
  8. Гласность.
  9. Достоверность.
  10. Адресность и целевой характер бюджетных средств.

I. Единство бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведение бухгалтерского учета, средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

II. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетного устройства РФ означает закрепление соответствующих видов доходов полностью или частично, и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

III. Самостоятельность бюджета означает:

1. Право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

2. Наличие собственных источников доходов.

3. Законодательное закрепление регулируемых законов бюджета, полномочий по формированию доходов соответствующего бюджета.

4. Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направление расходования средств.

5. Право органов государственной власти и органов местного самоуправления определять источники финансирования дефицитов собственных бюджетов.

6. Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджета.

7. Недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, потерь в доходах и дополнительных расходах, возникающих в ходе исполнения законов (решений о бюджете) за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

IV. Полнота отражения доходов и расходов бюджета означает, что все доходы и расходы бюджета и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетную систему РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджета и по расходам бюджета, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставленных в пределах текущего финансового года.

V. Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренный бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

VI. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетного объема средств.

VII. Общее (совокупное) покрытие расходов бюджета означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

VIII. Гласность означает:

1. Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.

2. Полноту представляемой информации и ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

3. Обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджета, в том числе по вопросам, вызываемым разногласие либо внутри законодательных (представительных) органов государственной власти, либо между законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти.

IX. Достоверность означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.

X. Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжении конкретных получателей бюджетных средств с обозначенным направлением их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетных средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете, при выделении конкретных сумм средств являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: