Выражают экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей в бюджет, а их материальным воплощением денежные средства, мобилизуемые в бюджетные фонды.
Состав доходов бюджета, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также решаемых обществом экономических задач.
# система взимания платежей в период до 1990 года носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизованной.
Доходы по своему экономическому содержанию делились на две группы:
1. Поступления от социалистического хозяйства
2. Платежи населения
Главными поступлениями в бюджет от государственных предприятий были: налог с оборота и платежи из прибыли. Колхозно-кооперативные предприятия вносили в бюджет подоходный налог.
В бюджет поступали и другие доходы:
- от внешней торговли
- лесной доход
- отчисления предприятий добывающей промышленности на погашение затрат по геологоразведочным работам
- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями
- налог с доходов от демонстрации фильмов
Поступления в бюджет от населения подразделялись на:
- обязательные
- добровольные (покупка государственных займов и лотерейных билетов)
Среди налогов главное место занимали:
- подоходный налог
- налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.
Сельские жители уплачивали сельскохозяйственный налог. Кроме государственных существовали местные налоги:
- с владельцев строений
- земельный налог, уплачиваемый кооперативными предприятиями и гражданами
- налог с индивидуальных вкладов транспортных средств.
В целом доходная часть бюджетной системы СССР формировалась на базе неналоговых платежей.
Сегодня в соответствии с бюджетной классификацией РФ доходы бюджета делятся на:
- Налоговые доходы (налоги, сборы, финансовые санкции)
- Неналоговые доходы.
- Безвозмездные перечисления (дотации, субвенции, субсидии, трансферты).
Неналоговые:
- доходы от использования имущества в государственной (муниципальной) собственности
- доходы от продажи имущества в государственной (муниципальной) собственности
- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия.
- иные не налоговые поступления
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения проводят мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с двух сторон:
- происходит формирование бюджетного фонда (фискальная функция налогов)
- государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения (регулирующая функция)
С правовой точки зрения налог – это обязательный, безвозмездный платеж в установленные государством сроки в определенных размерах.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сбора, государственными органами, органами местного самоуправления или уполномоченными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений, лицензий.
Объект налогообложения:
- имущество
- прибыль
- доход
- стоимость реализуемых товаров (работ, услуг)
- иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогового плательщика возникает обязательство по уплате налога.
Налоговая ставка – величина налоговых отчислений на единицу измерения объекта налогообложения.
Налоговый период – календарный год или иной период времени, применительно к отдельным налогам, по окончании которого исчисляется сумма налога, подлежащего уплате.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплатить их в меньших размерах.
Налоговая система – совокупность разных видов налогов в построении и методах исчисления, которых реализуются определенные принципы.
В зависимости от методов взимания:
1. Прямые налоги.
2. Косвенные налоги.
Прямые – это налоги на доход или имущество. В налоговом отношении выступают 2 субъекта – государство и налогоплательщик (плата за землю, налог на доходы физических лиц).
Косвенные – это надбавка к цене товара. В налоговом отношении выступают 3 субъекта: продавец товара выступает посредником между государством и плательщиком (акции, налог на добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, налог с продаж).
В зависимости от уровня взимания:
1. Федеральные.
2. Субъектов РФ (региональные).
3. Местные.