Биологическое значение мотивации, доминирующая мотивация

Важность для дрессировочного процесса и целесообразность использования соответствующих потребностей и мотиваций заключается в их биологически значимых свойствах.

А именно в том что различные мотивации:

· Увеличивают двигательную активность животного в ответ на различные раздражители, в том числе и на индифферентные (безразличный). Т.е. пока безразличный для собаки. Возрастание моторной активности особенно важно при использовании оперантного метода научения.

· Повышает активность вегетативной нервной системы и увеличивает активность обмена веществ, что делает более активными двигательные реакции животных.

· Приводит к росту чувствительности анализатора что выражается в усилении ориентировочной реакции. При этом мотивация как активизирует так и тормозит так как порог чувствительности понижается для значимых сигналов и повышается для незначащих. В результате этого животное с легкостью воспринимает информацию нужную с точки зрения удовлетворения на личные потребности и хуже воспринимает сигналы не имеющие к этому отношение. То есть если у вашей собаки сейчас выражена (присутствует) игровая мотивация, а вы предлагаете ей кусочки пищи, то вряд ли она вас услышит.

· Увеличивает поисковую активность животного, его исследовательское поведение - животные начинают искать возможность удовлетворения существующей потребности.

· Вызывают активацию памяти, что обеспечивает реализацию поискового целенаправленного поведения на основе образов цели и возможных способов их достижения, которые хранятся в памяти.

· Способствуют возникновению выраженных эмоциональных состояний.

 

В общем виде, биологическое значение мотиваций заключается в том, что они подготавливают организм к определенному, целенаправленному виду деятельности и поддерживают необходимо долгое время эту деятельность до удовлетворения вызвавшей ее потребности.

Потребность, классификация потребности.

Необходимость, в чем либо, называется потребностью. Например, если собака начинает испытывать голод, то для его удовлетворения совершается соответствующее пищедобывательное поведение.

Наиболее удачной считается классификация Симоного, который разделил потребности на 3 основные группы:

· Потребность жизнеобеспечения (витальные потребности направленные на сохранение организма) к ним относят пищевую, питьевую, оборонительную, потребность в сне, двигательные нагрузки, положительных ощущений. Неудовлетворение какой либо потребности ведет к гибели животного.

· Зоосоциальные потребности обеспечивают сосуществование животного с другими животными и способствует не только сохранение индивидуума, но и сохранение вида. Различают половые родительские территориальные потребности, а также потребность в группе и формирование групповых и иерархических отношений. Зоосоциальные потребности для своей реализации требуют участия социальных партнеров своего или другого вида.

· Потребности саморазвития ориентированы на будущее и их значение заключается в подготовке организма к возможным условия существования. Потребности в свободе имитационную (подражательная) потребность в игре в новой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: