1. Излишне быстрое обогащение среды в условиях которой происходит занятия с собакой (особенно на начальных этапах обучения), способствует сталкиванию мотивационных возбуждений, что не дает возможности полноценно удовлетворятся той потребности на базе которой формируется навык.
2. Попытки обучения собаки в отсутствии доминирующей мотивации на базе которой ранее формировался навык.
3. Многократное применение сверхсильных отрицательных (механических воздействий) к собаке за частую, приводит к формированию сверхсильных мотиваций либо в форме ярко выраженного пассивного избегания (страх перед дрессировщиком) либо в форме так называемой вынужденной беспомощности (застывание в той или иной позе без попыток избежать отрицательных эмоций воздействия). Это происходит если обучение животного проводится без адекватной мотивационной базы.
4. Столкновение мотиваций (конфликты мотиваций).
Неквалифицированная дрессировка часто приводит к таким ситуациям. Например,при отработке выдержки во время охраны вещи, с одной стороны, дрессировщик наказывает собаку, применяя к ней болевые воздействия, если она встает с места; с другой – помощник побуждает ее своими действиями к агрессии. В результате чаще всего собака не знает, что ей делать. В процессе обучения этому навыку собака порой находится в крайнем психо-эмоциональном напряжении.
|
|
Стадия целенаправленного действия
Критические ситуации возникают и в том случае, когда в процессе целенаправленного действия собака получает новые сигналы (стимулы). Внезапное поступление новой информации вынуждает собаку осуществлять коррекцию собственной деятельности не способом «подсознательного» перебора уже отработанных программ, а переходом на другой уровень принятия решения — целенаправленного просчёта вариантов программ, что для животного зачастую сопровождается большими нервными перегрузками. Представьте себе, что вы прыгнули с самолёта, дёргаете за вытяжное кольцо, а парашют полностью не раскрылся; второй парашют не раскрылся, так как запутался в стропах первого. Что вы будете делать дальше? Особенно часто такие ситуации возникают при дрессировке собак специальным службам: развитие злобы, охрана вещи, задержание нарушителя, выбор предмета и т.д. Такие ситуации также встречаются при обучении собак преодолению препятствий и когда дрессировщик необоснованно и неожиданно усложняет задачу в процессе выполнения ею двигательного комплекта навыков (целенаправленного действия).