Философия средних веков охватывает период с 5 по 15 века. Этот период тесно связан с христианством. Основные вопросы связаны с проблемой Бога, что отражало тенденцию философии к сокрализации (сближение с религиозным учением) и морализации (сближение с этикой).
Философия определяется следующим:
- библейским традиционализмом, ретроспективностью;
- особым значением экзегетики - искусством правильного толкования и разъяснения положений Завета;
- тенденцией к назидательству, учительству;
- теоцентризмом - Бог в центре мира.
При всей внутренней цельности средневековой философии в ней чётко выделяются этапы патристики (1- 6 века) и схоластики (11 - 15 века). Вершина патристики - Августин Блаженный. Августин принял положение Платона о существовании бестелесных идей. Он обосновывает креационизм, т. е. положение о творении природы и материи Богом. В теоцентризме Августина происходит конкретизация религиозного представления о Боге. В этот период происходит оформление крестьянской догматики и философии, в которой определённую роль играют элементы платонизма.
|
|
Философия Средневековья. Августин Блаженный.
Крупнейший христианский мыслитель периода патристики - Августин Блаженный (354-430). С точки зрения Августина, Бог - высшая сущность, первая причина всего существующего. Бог сотворил и постоянно творит мир. Бог - источник познания, Бог вносит свет в души людей. Познавать нужно только Бога, остальное знать не имеет смысла. Воля и чувства выше разума. Бог - высшее благо и источник блага. Августин исходил также из тезиса о первородном грехе человека. Человек, отпав от Бога, уничтожил в себе всякую возможность добра. Человек свободен и добродетелен только тогда, когда он следует божественному Закону; когда он покоряется своим влечениям, он находится в рабстве у греха. Поскольку человек испорчен первородным грехом, постольку сам он спастись не может. Человек может быть спасен лишь в результате божественной благодати. Благодать - чистый дар Божий, он увлекает человека к добру.
Таким образом, по Августину, существует абсолютное предопределение Бога: одни люди - праведники, другие - грешники. Истинная добродетель только у избранников Божиих, напутствуемых благодатью. Только соединяясь с Богом, человек может обрести счастье. Воззрения Августина - апогей патристики.