Научный универсализм Г.В. Лейбница. Монадология

Лейбниц (1646-1716) был одним из выдающихся умов всех времен.Есть две системы философии, каждую из которых можно рассматривать как представляющую взгляды Лейбница: одна, которую он открыто провозглашал, была оптимистичной, ортодоксальной, фантастичной и мелкой; другая, которую постепенно извлекли из его рукописей относительно недавние издатели, была глубокой, ясной, во многом сходной с философией Спинозы и удивительно логичной. Лейбниц изобрел теорию, что наш мир- лучший из всех возможных миров. Значительное влияние на его философию оказала философия Спинозы. Общеизвестная философия Лейбница изложена в «Монадологии» и в «Началах природы и благодати». Декарт допускал три субстанции: Бога, дух и материю; Спиноза допускал одного Бога. Лейбниц считал, что протяженность не может быть атрибутом субстанции, т.к. протяженность заключает в себе множественность и поэтому может принадлежать только совокупности субстанций. Он верил в бесконечное число субстанций, которые называл «монадами». Каждая из них имела некоторые свойства физической точки, когда ее рассматривали абстрактно, фактически,- каждая монада является душой. Из этого следует, что единственным существенным атрибутом является мышление. Таким образом, Лейбниц пришел к отрицанию реальности материи и к замене ее бесконечными собраниями душ. Каждая возможная точка зрения заполнена одной фактически существующей монадой. Двух абсолютно схожих монад не существует. Это и есть лейбницевский принцип «тождества неразличимых». Каждая из монад Лейбница подобна субстанции Спинозы: она есть то, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, кроме, разумеется, Бога, сотворившего весь мир монад.

Н. Коперник и его учение.

Николай Коперник (1473 - 1543) - великий польский астроном, труды которого произвели переворот в развитии научного знания. Окончил Краковский университет, в Италии (Болонья и Падуя) восемь лет изучал науки, слушал Помпонацци. В 1505-1508 годах пишет «Малый комментарий», содержащий критику аристотелевско-птолемеевской картины мира. Пишет революционную работу «О движении небесных сфер».«Коперниковская революция» заключалась в следующем:1 Откровение Бога лжет.2 Отвергается иерархическая структура мироздания, иерархия небесного и подлунного мира. Мир небесных тел - мир правильных движений. В подлунном мире все беспорядочно. Ценностная нагруженность подрывается. Земля становится одним из небесных тел. Десакрализация неба. Тоже подрывает основы религиозного мировоззрения.3 Отвергается надобность в перводвигателе - круговое движение в нем не нуждается.4 Подрывается идея антропоцентризма. Земля находится на периферии солнечной системы и человек - периферийное существо. Косвенно отрицается учение церкви о роли Христа. Земля - пылинка. С чего бы Христос пришел именно сюда, если Земля не находится в центре Вселенной? Не космическая роль Христа.5 Идея бесконечности вселенной. Вселенная не ограничена небосводом, над которым может существовать мир духовный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: