Монтескье. О духе законов

МОНТЕСКЬЕ (1689- 1755) - французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо, член Французской академии. Представитель философии Просвещения 18 в. Разделял позиции деизма, рассматривающего Бога как создателя, действующего по объективным законам материального мира. Задачей философии Монтескье считал постижение причинных связей материи, подчиняющейся законам механики. С точки зрения Монтескье, за кажущейся случайной цепью событий необходимо усматривать глубинные причины. Внешний мир, по М., отражается в сознании людей на основе деятельности разума, обобщающего результаты опыта. Монтескье увязывал собственную классификацию типов государственного устройства с общественной морфологией или (по Дюркгейму) с количественными параметрами данного общества. Монтескье настаивал на том, что народ назначает государя в силу договора и этот договор должен исполняться; государь представляет народ только так, как угодно народу. К тому же, по Монтескье, неверно, чтобы уполномоченный имел столько же власти, сколько уполномочивший, и не зависел бы от него. Философия Монтескье, не раз интерпретировавшаяся самыми различными способами в истории западной общественной мысли, постулировала принципиальное наличие у людей свободы воли. Общество, по Mонтескье, целиком обусловлено своим политическим устройством, поэтому прогресс, с его точки зрения, недостижим.

Учение Вольтера.

ВОЛЬТЕР (1694-1778)

Стремился связать французскую мысль с эмпирической английской мыслью. Сделал много для популяризации во Франции индуктивного метода Бэкона и физики Ньютона. Вольтер выступил сторонником опытно-экспериментального познания. Ученый подверг критике и картезианское учение о врожденных идеях. Считал что философия Декарта больше похожа на хороший роман: все кажется правдоподобным, но ничто при этом не является истинным. Вольтер отверг идею субстанциональности души. Она не более чем мыслительная способность человека. Важнейшую просветительскую задачу мыслитель видел в систематическом разоблачении идей христианства и всех традиционных религий. Вольтер был вынужден допустить существование Бога. Вольтеровский Бог был итогом сложных, противоречивых философских размышлений, желанием понять и объяснить возникновение самой природы и общества. Бытие Бога, доказывается по Вольтеру, стройностью мироздания. Материализм не отвергает духовные явления в природе, а иначе оценивает их как свойства и отношения, зависимые от материальной субстанции.

Ж.Ж. Руссо и его роль в философии Просвещения.

РУССО (1712-1778)

Значение Руссо в его идеалах, которые он выдвинул и обосновал как политический мыслитель, моралист. Он выступил в защиту естественной человеческой природы. Руссо считал, что все началось с частной собственности, которая развращает людей, рождает насилие и порабощение человека человеком. Жан Жак Руссо являлся первым из создателей теории общественного договора т.е. критикуя частную собственность он считал, что в государстве должно быть разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Этим он заложил основы гражданского общества. Чтобы изменить общество необходимо вернуть человека в лоно природы ибо зло проникает в душу человека стараниями общества, а воспитание на природе делает человека нравственным. Руссо выступает против прогресса общества и зовет человека в добрые дикари.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: