Томазо Кампанелла. «Город Солнца»

Главным произведением Томмазо Кампанелла (годы жизни с 1568 по 1639) считается «Город Солнца», который автор писал в заключении в 1602 году, то есть, более, чем сто лет после «Утопии» Томаса Мора, а также в один и тот же год, что книга «Атлантида» Ф.Бэкона. судя по всему, Кампанелла был знаком с произведениями Мора, так как его влияние в «Город Солнца» очень заметно.

Город солнца – краткое содержание:

Город Солнца по произведению являлся городом – государством, жители которого ведут «общинный философский образ жизни». Для них характерна общность всего имущество, включая трудовые обязанности (при этом, самые сложные физические работы считались самыми почётными) и жёны. От физической работы были избавлены только жрецы-учёные, которые занимались организацией производства, а также осуществлением политического и духовного руководства обществом.

Кроме того, Город Солнца был теократической республикой, организованной по образцу монашеского ордена. Управлял всем государством Метафизик (Солнце), являющийся верховным первосвященником, которого избирали из самых мудрых и учёных жителей города. В его руках была сосредоточена духовная и светская власть, от которой он также мог отказаться в пользу более умного кандидата. У него в помощниках Любовь, Мудрость и Могущество.

Через каждых две недели в городе созывался так называемый Большой совет на котором присутствовали все совершеннолетние граждане (возрастом не менее двадцати лет). Каждому из собравшихся было позволено высказаться по тому или иному поводу, а также участвовать в обсуждениях государственных важных вопросов.

Сам автор, относясь негативно к запутанному итальянскому законодательству пишет, что у жителей Города Солнца (соляриев) все законы четки, ясны и немногочисленны, а их тексты вырезаны у храмовых дверей. Также у них было упрощено и судопроизводство – процесс являлся гласным, устным и скорым. Наказание было предусмотрено за гордыню, нерадивость, малодушие и др.

Общества соляриев и утопийцев являются по существу, тоталитарными полицейскими государствами, где жизнь населения жёстко регламентирована, а любое отклонение от установленной нормы строго преследуется. Таким образом у обеих обществ не было вольной общественности.

Р. Декарт. Метод радикального сомнения.

Рене Декарт (Descartes), (латинизированное имя – Ренат Картезий), основатель новейшей догматической рационалистической философии и один из глубочайших мыслителей Франции, родился 31 марта 1596 в провинции Турень в семье парламентского советника, а умер 11 февраля 1650 в Стокгольме. Рационалистический метод Декарта – сомнение: Хотя Декарт благодаря своим математическим и физическим открытиям стал одним из творцов новейшей физики, исходной точкой своей философии он сделал не внешний, а внутренний опыт. Вследствие этого Декарт стал одним из столпов европейского рационализма, а не эмпиризма. Результаты чувственного опыта, согласно его философии, сомнительны. В этом убеждают многочисленные факты обманов чувств. Согласно Декарту, можно сомневаться вообще во всем, однако никак нельзя подвергнуть сомнению сам факт нашего мышления, с которым неразрывно связано убеждение в нашем существовании. Этот тезис и выражает прославленный философский афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» («Cogito, ergosum»).

Б. Спиноза.

Барух де Спиноза (1632-1677) родился в Амстердаме.увлекался естественными науками и философией Декарта. 1. Учение о субстанции и модусах.Слово «субстанция» по-латински означает «то, что лежит в основе», «подлежащее». Свою субстанцию Спиноза называет еще Природой и Богом. Спиноза определяет субстанцию как «причину себя» (CausaSui), то есть как вещь, которая не зависит ни от чего, кроме себя. Субстанция является абсолютно бесконечной и вечной. Спиноза доказывает, что существует только одна субстанция, а все прочие вещи, существующие в природе, все идеи и тела – от элементарной частицы материи до целой вселенной, – являются ее Модусами, то есть состояниями и действиями субстанции.Субстанция обладает бесчисленными Атрибутами. Атрибут – это конкретная форма существования субстанции. Человеческому разуму известны только два ее атрибута – протяжение (материя) и мышление. 2. Учение о душе и решение психофизической проблемы.Декарт ошибался, рассматривая душу и тело человека как две разные вещи, считает Спиноза. На самом деле это Две Разные Формы Проявления Одной и той же вещи. Иначе говоря, душа человека есть То же самое, что его тело, с той лишь разницей, что они в одном случае человек рассматривается как модус мышления, а в другом – как модус протяжения (материи).3. Учение о материи.Основным модусом протяженной субстанции (материи) является Движение. Частицы протяжения, тела, различаются друг от друга не веществом, из которого они состоят, а только пропорцией внутреннего и внешнего движения, которое им присуще. Проще выражаясь, тела являются просто Сгустками Движения.Это взгляд на материальную природу в точности соответствует представлениям современной физики. Недаром Альберт Эйнштейн считал себя последователем Спинозы.4. Учение о человеческой свободе.Свободной, согласно Спинозе, называется вещь, которая Определяется к действиям только собой, своей собственной природой. Ясно, что Абсолютно Свободна только субстанция, или Бог, поскольку она является «причиной себя».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: